Религиозные термины |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Справочный разделРелигиозные термины:Эа, Эйя (вавилонское), в вавилоноассирийской религии и мифологии один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Также известен как Энки (шумерское). Божество Мирового океана и подземных (пресных) вод, а также мудрости, благосклонное к людям.
Эвокация (от лат. evocatio "призывание"): в Древнем Риме - обряд, заключающийся в обращении к богам враждебного народа с предложением оставить этот народ и перейти на сторону римлян, которые обязуются установить службу этим богам.
Эвредика, Евридика, в др.-греч. мифологии имя неск. персонажей, из к-рых наиболее известна супруга легендарного певца Орфея. Согласно мифу, Э. умерла от укуса ядовитой змеи, и Орфей спустился за ней в подземное царство, где силой своего пения побудил Аида вернуть Э. на землю. Однако Аид поставил перед Орфеем условие не оглядываться во время обратного пути из подземного царства на следовавшую за ним Э. Орфей нарушил условие, и Э. навсегда была возвращена в загробный мир.
Эгей, в др.-греческой мифологии афинский царь. Когда его сын Тесей отправился на о. Крит, чтобы убить Минотавра и таким образом освободить Афины от позорной дани, которую они платили царю Миносу, Э. условился с ним, что при благополучном исходе битвы с Минотавром чёрные паруса на корабле Тесея будут заменены белыми. Однако Тесей после победы над Минотавром забыл сменить паруса; Э. при виде корабля под чёрными парусами бросился с прибрежного утёса в море, которое с тех пор стало называться Эгейским (так древние греки объясняли назв. моря).
Эгида (от греч. aigis, род. п. aigidos), в древнегреческой мифологии щит Зевса-символ покровительства и гнева богов. "Под эгидой"- под защитой, под покровительством.
Эдип, в древнегреческой мифологии царь Фив. Согласно трагедии Софокла "Царь Эдип" (ок. 425 до н. э.), Лай (отец Э.), к-рому была предсказана смерть от руки собственного сына, велел жене Иокасте бросить новорождённого на горе Кифероне. Спасённый пастухами ребёнок попал к коринфскому царю Полибу, к-рый вырастил Э. как родного сына. Достигнув зрелого возраста, Э. узнал в Дельфах от оракула, что ему суждено убить отца и жениться на матери. Не смея вернуться в Коринф, к-рый он считал своей родиной, Э. отправился в путь. В дорожной ссоре он убил незнакомого знатного мужчину (это был Лай); разгадав загадку Сфинкса, освободил Фивы и был за это провозглашён царём Фив и стал супругом овдовевшей Иокасты. Ок. 20 лет прожил Э. в счастье, не подозревая, что пророчество дельфийского оракула сбылось. Когда в Фивах началась моровая язва и оракул в Дельфах предсказал, что только изгнание убийцы Лая спасёт город, Э. узнал о своих преступлениях. В отчаянии он выколол себе глаза застёжкой с платья повесившейся Иокасты и ушёл в изгнание (сопровождать его вызвалась преданная ему дочь Антигона). Умер в Колоне, пригороде Афин. Варианты этого мифа нашли отражение у антич. авторов (Еврипид, Сенека и др.), а также в лит-ре и музыке, начиная с эпохи Ренессанса (П. Корнель, Ж. Кокто, T. Элиот, И. Ф. Стравинский и др.).
Эзельское епископство, Сааре-Ляэнемааское, Эзель-Bикское, феодальное государство в северо-западной Эстонии (части о. Сааремаа, о. Хийумаа и земля Ляэнемаа - 7600 км2). Возникло в результате завоевания Орденом меченосцев (с 1237 Ливонский орден) эст. земель в кон. 1227 или нач. 1228, окончательно оформилось в 1234. Резиденция епископа (вассала "Священной Рим. империи" и папы) находилась в Лихула, с 1251 в Ст. Пярну, ок. 1265 переместилась в Хаапсалу. В 13-14 вв. орден пытался создать в Ливонии единое гос-во, в к-рое стремился включить и Э. е. В связи с поражениями Ливонского ордена от рус. войск в Ливонской войне 1558-83 сааре-ляэнемааский епископ в 1559 продал свои владения дат. королю Фредерику II, к-рый передал их (1560) своему брату герцогу Магнусу. В 1561 оно было подчинено Дании, но существовало на о. Сааремаа до 1573.
Эйдос (греч. eidos - вид, образ), термин античной философии и литературы.
Экдик — должность клирика в кафедральном соборе.
Экзегетика — 1) искусство толкования текстов, учение о принципах их интерпретации; то же, что герменевтика; 2) раздел христианского богословия, предполагающий углубленный анализ и истолкование текстов Священного Писания. *
Экзокатакилы — шесть высших сановников при константинопольском патриархе.
Экзорцизм — изгнание злых духов (бесов) из одержимых с помощью имени Господа и определенных действий. Со времен Христа и апостолов экзорцизм был традиционным видом деятельности Церкви, в том числе и в Византии. *
Экзорцист (заклинатель) — особая должность в составе клира в древней христианской Церкви.
Экклезиология — «учение о Церкви»; раздел христианского богословия, занимающийся главным образом уяснением мистического смысла и спасительного предназначеня Христовой Церкви. *
Экклесиарх — монастырская должность ответственного за порядок и чистоту храма, за организацию богослужений, обеспечение их всем необходимым, а также за ход самой службы; в ведении экклесиарха иногда находились и богослужебные книги. *
Экклесиастик — особый архиерейский сан устроителя церковной жизни...
Эконом — важная церковная должность распорядителя имуществом прихода...
Эпигонатион (епигонатион, гонатион) — часть богослужебного облачения священнослужителя Византийской Церкви.
Эпиклеза — «призывание»; 3-я часть евхаристической молитвы, в которой священник молится о ниспослании Святого Духа на «предлежащие дары», чтобы они пресуществились в Тело и Кровь Христовы, и на молящихся, чтобы очистить их от всякой скверны греха. Во время эпиклезы и совершается Евхаристия — пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. *
Эпистимонарх — помощник игумена, ответственный за соблюдение дисциплины и распорядка дня в монастыре. Эпистимонархом образно именовал себя также император Исаак II Ангел (1185-1195; 1203-1204), стремившийся исправлять в Церкви то, что совершается вопреки каноническим определениям. *
Эпона - почитается галлами как богиня, покровительствующая лошадям. Эпону изображают сидящей на лошади или стоящей с лошадью. Римские всадники были очарованы обаянием кельтской богини, и в их среде широко распространилось изображение Эпоны, сидящей на лошади в развевающемся на ветру платье. То, что рядом с богиней принято изображать жеребенка, указывает на то, что, видимо, Эпону почитали богиней плодородия.
Эсхатология — «учение о последних днях»; христианское учение о конечных судьбах мира и человечества. Включает в себя представления о втором пришествии Иисуса Христа, воскресении мертвых и Страшном суде, грядущем обновлении мира и торжестве праведников в их единении с Богом. *
Эфесский собор (Первый Эфесский собор) — Третий Вселенский собор, состоявшийся в 431 г. в г. Эфес в Малой Азии.
Примечания * Использованы материалы кн.: Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |