Булгаков Сергей Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Б >

ссылка на XPOHOC

Булгаков Сергей Николаевич

1871-1944

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сергей Николаевич Булгаков

Михаил НЕСТЕРОВ (1862 — 1942). Философы. 1917.
Репродукция с сайта http://lj.rossia.org/users/john_petrov/ 
(Двойной портрет философов -
П. Флоренского и С. Булгакова).

Булгаков Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Ливны,— 13.7.1944, Париж), русский религиозный философ и богослов, экономист. Родился в семье священника. Окончил юридический факультет Московского университета (1894). Профессор политэкономии в Киеве (1901— 1906) и Москве (1906—1918). Член 2-й Государственной думы (1907) от партии кадетов. В 1918 году принял сан священника. С 1923 года в эмиграции. Один из идейных руководителей Русского студенческого христианского движения (РСХД). В 1925—1944 годы профессор догматики и декан русского Богословского института в Париже. Деятель экуменического движения.

В 90-х годах Булгаков — «легальный марксист»; в работе «Капитализм и земледелие» (т. 1—2, 1900) выступил против универсальности теории К. Маркса (на примере развития капиталистических отношений в деревне), по словам В. И. Ленина, «...покончил все счеты с марксизмом и довел свою „критическую" эволюцию до ее логического конца» (ПСС, т. 5, с. 100). В дальнейшем Булгаков обратился к христианской религии («От марксизма к идеализму», 1903). Наряду с Н. А. Бердяевым, П. Б. Струве, С. Л. Франком — один из главных представителей так называемого русского духовного ренессанса начала 20 века; участник программного сборника русских идеалистов «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюционных сборников «Вехи» (1909) и «Из глубины» (1918).

Булгаков испытал значительное идейное влияние Канта, славянофилов, Достоевского и Вл. Соловьёва, основные философско-гносеологические и социальные идеи κотоporo он усвоил (прежде всего идею всеединства). Обоснование целостного христианского мировоззрения, вслед за Соловьёвым, считал своей центральной задачей: все социальные отношения и культура должны быть, по Булгакову, оценены и перестроены на религиозных началах. Специфику нации как «духовного организма» Булгаков видел не столько в этнографических и исторических условиях её развития, сколько в присущем ей «религиозно-культурном мессианстве»; спасение России для него возможно только на путях религиозного возрождения.

В «Философии хозяйства» Булгаков попытался дать религиозное обоснование взаимоотношения человека и мира как деятельности. Внутренняя связь бога и созданного им мира мыслится им (в значительной мере под влиянием Флоренского) прежде всего как София — «премудрость божья», к-рая проявляется в мире и человеке, делая их причастными богу: «Человеческое творчество в знании, в хозяйстве, в культуре, в искусстве софийно» («Философия хозяйства», 1912, с. 139).

Софиология Булгаков, развитая им в сочинении «Свет невечерний» (1917) и многочисленных богословских трудах парижского периода, подвергалась резкой критике рядом религиозных философов и богословов (В.Н. Лосский, Зеньковскийи др.). В 1935 году митрополит Сергий объявил её ересью, подменяющей церковное учение рассуждениями гностического толка (см. Гностицизм). Булгаков — автор ряда историко-философских и эстетических очерков о русских и зарубежных мыслителях и писателях (Пушкине, Герцене, Достоевском, Чехове, Фёдорове, Карлейле и др.).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Два града. Исследования о природе обществ. идеалов, т. 1—2, М., 1911; Тихие думы, М., 1918; Кушша неопалимая, Париж, 1927; Друг жениха, Париж, 1927; Лестница Иаковля, Париж, 1929; О Богочеловечестве. Трилогия (Агнец Божий, Париж, 1933; Утешитель, Париж, 1936; Невеста Агнца, Париж, 1945); Философия имени, Париж, 1953.

Литература: История философии, т. 5, М., 1961; История рус. экономич. мысли, т. 3, ч. 1, М., 1966, гл. 6, 7, 10; Лосский В. Н., Спор о Софии, Париж, 1936; 3 а н д е p Л. А., Бог и мир. Миросозерцание отца С. Б., т. 1—2, Париж, 1948.


Вернуться на главную страницу С.Булгакова.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС