Максим Грек |
|
1475-1556 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Максим Грек
Максим Грек. Миниатюра конца XVI в. Максим Грек (наст. имя и фам. — Михаил Тpиволис) (ок. 1475, Арта, Греция, — 1556, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской области), писатель, переводчик, просветитель. Начальное классическое образование получил на родине в Греции, в 1492—1505 годы учился в итальянских университетах, переводил греческих авторов для Пико делла Мирандолы, продолжил изучение классической греческой литературы в монастыре на Афоне. В Россию был призван в 1518 году Василием III для перевода греческих книг. Из-за расхождений с официальной церковью после осуждения на соборах 1525 и 1531 годов 26 лет провёл в заточении. В духе раннего Ренессанса Максим Грек стремился соединить классическое наследие и светскую образованность с принципами христианского учения. Соглашаясь с тезисом Иоанна Дамаскина о подчинённом положении философии по отношению к богословию, Максим Грек, однако, признавал ценность философии для личности и общества, в первую очередь для укрепления добродетели. Вредными он считал лишь те «внешние» (т. е. светские) науки и философской теории, которые вредят правильным нравам и религии (например, философия Эпикура, якобы призывающая искать в жизни наслаждений). Философские взгляды Максима Грека формировались под влиянием неоплатонизма: во Флоренции он слушал лекции Фичино о Платоне, которого и считал высшим среди философов. Максим Грек признавал дуализм души, имеющей «ангельское» происхождение, и тела, в котором она насильственно заточена. Созерцание высшего начала возможно вследствие очищения ума и души (катарсис). У Псевдо-Дионисия Ареопагита заимствовал представление о вездесущности божества; высоко ценил Сократа и Аристотеля, хотя отвергал учение последнего о вечности материи; развивал идею «самовластия» человека, под которым понимал врождённую свободу выбора между добром и злом. В социальной области Максим Грек выступал с проповедью нестяжательства, ратовал за отмену монастырской собственности. Впервые в русской литературе он выдвинул идею просвещённого абсолютизма, предлагая двойное ограничение централизованной власти: внешнее, со стороны советников, и внутреннее, собственной нравственной сдержанностью и милосердием правителя. Максим Грек выступил проводником идей итальянского Ренессанса, возбудил в России интерес к самостоятельному философствованию. Он способствовал общему просвещению, оставил ряд сочинений по отдельным вопросам русской грамматики и в общем но теории грамматики, которую считал частью философии, заложив основы русской грамматической науки. Широко известны были его труды по исправлению переводов богослужебных книг, сочинения словарного и энциклопедического характера, а также полемические произведения против астрологии и суеверий. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Соч., ч. 1—3, Каз., 1894—972. Литература: И в а н о в А. И., Лит. наследие М. Г., Л., 1969; К л и-б а н о в А. И., К изучению биографии и лит. наследия М. Г., «Визант. временник», 1958, т. 14; С и н и ц ы н а Н. В., М. Г. в России, М., 1977. Вернуться на главную страницу Максима Грека
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |