Плутарх |
|
46-127 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Плутарх
Плутарх (Πλούταρχος) из Херонеи (ок. 45— ок. 127), греческий писатель и философ-моралист. Принадлежал к платоновской Академии и исповедовал культ Платона, отдавая дань многочисленным стоическим, перипатетическим и пифагорейским влияниям в духе характерного для того времени эклектизма. Его интерпретация Платона продолжала линию Посидония. Полемизируя со стоическим натурализмом и пантеизмом, Плутарх часто склонялся к пониманию материи как космического начала несовершенства, дуалистически противостоящего трансцендентному богу. Посредники между миром и богом — демоны (гении). Философия для Плутарха — не систематическая дисциплина, а орудие самовоспитания универсально развитого дилетанта. Это роднит Плутарха с современной ему античной вульгарной философией; однако если для моралистов стоического, кинического и эпикурейского типа характерен пафос резкого противоположения критикуемой действительности и спасительной проповеди, то Плутарх постоянно апеллировал в своей этике к исторически сложившимся данностям человеческих отношений. Отсюда его отвращение к доктринёрству, нежизненному ригоризму (например, в полемике против стоиков) и в то же время обывательское почтение ко всему общепринятому. Этическая норма для Плутарха — не утопическая теория, а идеализированная практика старой полисной Греции, поэтому он прибавлял к моральным трактатам и диалогам дополняющий их цикл «Параллельных жизнеописаний» знаменитых греков и римлян прошлого, где моральный идеал выясняется на конкретном историческом материале. Историческое повествование в биографиях Плутарха всецело подчинено моральной проблематике. В центре морали Плутарха стояли понятия Παιδεία («образования», «просвещения», т. е. эллинской духовной культуры) и φιλαν&ρωπία («человеколюбия», т. е. эллинской гуманности). Разработанный Плутархом идеал античной гуманности и гражданственности широко использовался в новое время. Монтеню импонирует враждебность Плутарха аскетизму и доктринёрству, Руссо — его внимание к «естественным» чёрточкам человеческой психологии и свободолюбие; гражданственность создала Плутарху огромную популярность у идеологов Великой французской революции. Морализм Плутарха пытался реставрировать Эмерсон. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Moralin, v. 1-3. N. Y.— L., 1928—31, v. 5, fasc. l, Lipsiae, 19572 (над. продолжается); Vitae parallelae, rer. Cl. Linciskog et K. Zitier, v. l - 4, Lpz., 1914—39; в рус. пер. - О происхождении мировой души по «Тимею» Платона..., в кн.: Б p а ш М., Классики философии, т. 1, [СПБ, 1907], с. 378—422; О музыки, П., 1922; Сравнит. жизнеописания, т. 1—3, М., 1961—64. Литература: Аверинцев С.С., П. и антич. биография, М., 1973; H i г z е l R., Plutarch, Lp/.., 1912; G eigen m ü l l e r P., Plutardms Stellung zur Heligion und Philosophie seiner Zeit, «Neue Jahrbücher für das klassische Altertum», 1921, Bd 47; Z i e g l e r K., Phitarchos von Chaironeia, StnUg., 1949; W e-b e r II., Die Staats- und Tiochtslehre Plutarclis von Chaironeia, Bonn, 1959. Вернуться на главную страницу Плутарха
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |