Николай Дик
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Д >

ссылка на XPOHOC

Николай Дик

2010 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Николай Дик

Культура и традиции мировых религий

Учебное пособие

ГЛАВА 3

Православные праздники, русские народные приметы, обычаи и обряды

Каждому времени года издавна на Руси отводилось своё определённое место. Интересен опыт исследования в данном направлении Стрижева А.Н., автора книг «Календарь русской природы», «Открытая книга леса», «Лесные травы» и многих других книг о природе.

По мнению древних славян на Руси астрономическая зима держится с декабрьского солнцестояния до мартовского равноденствия - три ме­сяца. По русским народным приметам считается, что зима начинает­ся со снега и кончается его сходом. Устная молва не наделила зиму ласковыми прозви­щами, к ней больше подошли «бранчливые»: прибериха, злюка, седая чародейка. Вместе с тем зима слывет удалой и задорной, так как румянит, молодит людей, побуждает их к проворству в работе.

Рекомендации преподавателю:

·       В общении с детьми, подростками и молодёжью педагогу важно донести до ребят влияние славянского язычества на традиционную культуру славян.

·       Представленный ниже теоретический материал о каждом из времён года народного православного календаря может стать материалом для беседы или классного часа.

·       Теоретический материал можно использовать и при проведении отдельных уроков мировой и художественной культуры (МХК), так как он является примером русского народного творчества, истоком русской народной культуры – её народных традиций, обычаев, обрядов и  православных праздников.

·       Использовать теоретический материал можно при работе с учащимися любого возраста, но при этом отбирать материал по сложности изложения и преподносить его в соответствии с возрастными особенностями детей или подростков.

 

Зимний народный и православный календарь

Задание для учащихся: Ознакомившись с текстом…

1. Приведите ещё примеры православных праздников данного времени года.

2. Приведите примеры народных примет и обычаев в вашей местности (в вашем регионе), связанные с природными явлениями данного времени года.

 

Это время года на Руси славится гуляньями, играми, забавами, раз­думьями. Когда ж, как не в покойное время, земле­дельцу и поразвлечься, и поразмыслить, и скоротать вечер за дружеской беседой?

Не сразу устанавливается студеный режим. К этой поре можно отнести несколько народных мудростей: Осень торопит, зима не ждет. Осень велика, зима долга. Зимой солнце сквозь слезы улыбается. Зима не лето: в шубу одета.

По народному представлению, между летом и зимой существует прямая связь. И хотя: «Зиме и лету перемены нету» - сезоны смягчают или  ожесточают друг друга.

Народные мудрости утверждали: «Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме. Зима лето строит. По зиме ложится лето. Зимнее тепло - летний холод. Холодная зима - жаркое лето. Если зимою сухо и холодно - летом сухо и жарко. Зима снежная - лето дождливое. Зимою вьюги - летом ненастье».

Начинает зиму декабрь. Видать, не зря гласит народная мудрость: «Декабрь - стужайло на всю зиму землю студит». Зима становится не сразу. То скует, то разведет - оттеплеет. К декабрю земля еще не вполне остывает, и отдаваемое ею тепло смягчает ярые морозы. Зима долга, оттого-то и кажется, что она проходит слишком медленно: «Лето бежит вприпрыжку, зима бре­дет, понурив голову». Дни короткие, тусклые, а ночам будто конца нет.

Декабрь год замыкает, зиму починает. С декабря прирост света начнется, а с ним и люти прибавится. В первых числах приметливые люди к зиме только присматривались, судили-рядили о её норове больше для краснословья, по стародавним погудкам: «Гляди зиму с Платона и Романа (1 декабря), чтобы похвалить ее на Масленицу. Платон да Роман кажут зиму нам».

4 декабря - Введение: «Наложило Введенье на воду толстое леденье». Знатными были введенские морозы на Руси. Но в это время нередко бывают и оттепели. В таком случае говорили: «Введенье ломает леденье». В народе издавна говорили, что дневной снег не ле­жит, зима ночью во двор крадется. «Зимы нет, коли санный путь не установился», - подмечает народная мудрость. Снег всегда называли крестьянским богатством: «Снег на полях - зерно в закромах». «Снег глубок - и хлеб хорош», - обмолвится, бывало, землепашец. Так подсказывал ему опыт - луч­ший наставник.

5-го декабря - Прокоп. «Пришел Прокоп - разрыл сугроб, по снегу ступа­ет - дорогу копает». На Руси примечали, что с Прокопьева дня устанавливается хороший санный путь: сани сами катятся по гладкой дорожке, лошадке прыти прибавля­ют. В этот день всем миром выходили расставлять веш­ки вдоль дорог, чтобы путникам не сбиваться.

На Катерину - санницу, 7 декабря, на обновление белого пути устраивались само­деятельные гонки -  сходились и мал и велик. Вот уж где девицам подсмотреть суженого, удаль и сноровка при народе куда как видны!

В старой деревне об эту пору из сараев доносились пе­рестуки цепов: необмолоченный хлеб еще не пере­велся.

9-го декабря - Юрий – холодный (Юрьев день). Охотники сказывали, буд­то с этого дня медведь в берлоге накрепко засыпает. Простодушные суеверы в такую пору ходили слу­шать воду в колодцах: коли тиха, не волнуется - зима предстоит теплая; послышатся звуки - надо ожидать сильных вьюг и морозов. На зимнего Юрья в древние времена разрешалось крепостным крестьянам перехо­дить из одной вотчины в другую, требовалось только рассчитаться с владельцем за «пожилое». С отменой же прав крестьян в Юрь­ев день пошла ходить по Руси поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Долго придерживались православные народной приметы: на Парамона (12 декабря)  снег - быть метелям вплоть до Николина дня (19 декабря). Багряная заря - к ветрам. Земля каменеет, а речка стынет; тесно ей в ледяном саркофаге.

Мороз, по старым представлениям, без рук и без топоpa мосты мостит, под стекло реки прячет. Конечно, делового человека мороз не трогает, ведь только ленивого за нос хватает, а перед проворным  шапку снимает.

В народном дневнике небезынтересно 14 декабря, давным-давно в этот день определяли подростков в ученье, происходило так. В дом, где задумали «наумить» — начить уму недоросля, по уговору приходил дьяк. После радушного приветствия родители усаживали учителя в передний угол. Затем отец подводил к нему сына, клал возле учителя плетку и отходил. Отрок три раза кланялся наставнику до земли, получал от него по спине три удара плеткой, после чего усаживался с матушкой за стол. Наставник вынимал букварь и начиналось учение.

Пока разучивали «аз», матушка, обливаясь слезами, упрашивала учителя не морить сына за грамотой. Учи­тель внимал просьбе, прерывал обучение на первой бук­ве и, отдаренный ситным пирогом, завернутым в рас­шивное полотенце, наказывал у ворот родителям, чтоб отрок теперь сам приходил к нему. Так в день - грамотник «ходили» в старину дети в первый раз в первый класс.

Январь - середина зимы. Впереди еще будут и жгу­чие холода, и седые вьюги, но уже отходит пора туск­лых, коротких дней. Зимний солнцеворот - самое заметное и самое радостное событие сезона. Исстари такое астроно­мическое явление отмечали ликованием: в честь свето­носного солнца зажигали костры, скатывали с гор го­рящее колесо. Прибавка света означала, что на смену дряхлеющему году заступает во всем величии новый год, а с ним и новый цикл земледельческих работ.

Приближались Новогодье, почитаемые Святки и Коляда – красочные народные гуляния.

Новогодье, рубежная дата начала большого круга обря­дов древних славян на Руси, связано в основном с землепаше­ством. Русские люди издавна справляли Новогодье сразу же после зимнего солнцеворота: землепашество всецело зависело от тепла, посылаемого солнцем. Стало быть, и обрядность в основном посвящалась солнечному культу. У народов скотоводческих Новогодье приурочивалось также к сво­ему занятию: ненцы его приспосабливали к оленеводче­ской практике, монголы свой «цагаан cap» - белый ме­сяц - отмечали в феврале, сообразуясь с охотничьим промыслом.

Интересно, что, когда христианские миссионеры перенесли в Древней Руси новолетие на март, а с 1348 года - на сентябрь, простые люди Новый год по-прежне­му отмечали после зимнего солнцеворота. Никакие уг­розы церкви не смогли изменить исконную традицию. С 1700 года летосчисление на Руси ведется с ян­варя. Только с этой поры народные новогодние забавы и увеселенья получили признание, больше того, правя­щие сословия придали им даже некоторую светскость, а князья церкви попытались   согласовать православную обрядность с народной, уходящей корнями в языческую старину. Но ни светскость, ни бытовое православие не переделали народную новогоднюю обрядность: она, как и раньше, выражала свою аграрно-солнечную сущность, свою крестьянскую подоплеку.

Предновогодье и первые дни нового года обыкновен­но называли Святками. Продолжались они двенадцать дней. С 7 по 14 января (нового стиля) их называли свя­тыми вечерами, с 14 до 19-го числа Святки слыли как страшные вечера. Деление новогоднего периода на свет­лую и темную части восходит к весьма отдаленным ве­рованиям, когда полагали, что радость от разгорания солнца и увеличения дня раздражает нечисть, подстраивающую всяческие козни на вечерних игрищах крестьян. Согласно же христианским предани­ям Бог, справляя рождение Сына, отворяет ад, чтобы выпустить оттуда бесов повеселиться на празднике.

Накануне Святок - рождественский сочельник. К этому времени в избах делали большую уборку: мы­ли потолки и стены, скоблили ножом и натирали мож­жевельником полы. Ходили в баню, меняли белье, на­крывали соломой стол. Ели в сочельник по строгому: капусту с квасом, хлеб, взвар или сочиво, вроде компо­та из яблок, груш, слив и вишен. Пожилые люди стара­лись не есть «до звезды». Вечером на стол ставили скудную кутью: разваренную пшеницу или ячмень с че­ремухой, а кто побогаче - рис с изюмом. Стряпухи начинали готовиться к завтрашнему пированию: затира­ли пироги, ставили блины, затевали «прикуску» — пе­ченье, месили кислое тесто для пышек.

В средневековые времена, чтоб не уронить благоче­стие, люди сторонились, боялись масок. Полагали, что, изображая животное, человек теряет свой образ. Мас­кирование, или, как тогда говорили, «машкирование», было уделом скоморохов.

Маскарады с ряжениями и играми вошли в широкий обиход только в петровские времена, когда отменили всякие гонения на обрядовые увеселения. По улицам стали ходить толпы ряженых, во всех домах веселье не кончалось до глубокой ночи. В домашних театрах вошло в моду давать спектакли. Запрещалось только (и то с 1750 года) «в платье, приличном к комедии», появлять­ся на улицах. Повсеместны стали и святочные гадания. Особенно в их силу верили под Новый год (по-теперешнему, с 13 на 14 января).

Людей крестьянствующих, естественно, в этот вечер больше всего волновал будущий урожай: какой хлеб больше уродит, будет ли лето ненастным или сухим, долго ль протянется зима? Чтобы предсказать урожай того или иного злака, убеленные сединами старики от­правлялись под Новогодье в риги, набирали там соло­мины с колосками разных хлебов, затем отправлялись чародействовать по оврагам. Там они втыкали соломины в снег и уходили. Наутро шли читать предвещания: ка­кая соломина покроется инеем, тот злак и будет в предстоящем году урожайным.

Ну а молодежь гадала о своей судьбе: девушкам хо­телось знать о суженом, о свекрови, о доме, где придет­ся жить; парням - о невестах. Гадали на вечеринках и посиделках, в банях и возле храмов. Для вечеринок нанимали избу вдовы или солдатки.

Собор Пресвятой Богородицы (8 января) – православный праздник, следующий за Рождеством и посвящённый Божией Мате­ри - воспоминанию о том, как Она, заночевав в известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, без­болезненно родила Спасителя мира. Праздник называется Собором потому, что христиане собира­ются в этот день в храмы для прославления Богоматери.

Именно к помощи Богородицы взывают женщины во время родов. В этот день празднуются чудотворные иконы Божией Ма­тери - «в родах помощница» и «Блаженное чрево». Народное на­звание  праздника – «бабьи каши» - праздник повивальных бабок и рожениц.

Васильев день (старый Новый год - 13 января). В канун Нового года (по старому стилю) в Васильев вечерок, издавна проводились разнообраз­ные обряды и гадания. Например, каждый член семьи брал по прутику и втыкал в землю на дворе. Чьи прутики останутся сто­ять до утра, тем в наступающем году обеспечены успех и благо­получие, а чьи упадут - должны поостеречься. Девушкам под Новый год следует зайти в темный сарай и взять наугад полено: если оно окажется большим - жених будет высоким, а если ма­леньким - достанется коротышка. Важное значение придавали девушки обычаю одеваться под Новый год во все новое и в про­должение этого дня несколько раз переодеваться, чтобы всегда были обновы. Еще один обычай - писать в новогоднюю ночь на клочках бумаги свои желания, а при первом ударе часов зажига­ют бумажку, и, если она успеет сгореть до последнего удара, - желание сбудется.

В дореволюционной России в Васильев день принято было варить вареники с «сюрпризом», в вечерню устраивались игры, веселья и ряженные гуляния.

19 января — крещенские морозы: «Трещи, мороз, не трещи, а минули водокрещи». Ясная и холодная пого­да - к засушливому лету; пасмурная и снежная - на обильный урожай. Завтра перезимье о весне весть по­даст: в стужу почудится желанное времечко.

Богоявление Господне или Крещение. Крещение Иисуса Христа празднуется Святою Православною Церковью как один из великих двунадесятых праздников.

Ему предшествует Крещенский Сочельник - канун Богоявления и Крещения. Это день строгого поста - голодная кутья; ели постную кашу и овощи. В дореволюционной России в тверских краях в Крещенский Сочельник пекли сочни с ягодами; в других губерниях готовили пресные тонкие лепешки на конопля­ном масле, большей частью - ячневые, пекли блины, медовые оладьи да постные пироги с горохом, картофелем, кашей. У калужских крестьян был свой способ приготовле­ния сочива (постной каши): сырой ячмень толкли, приправ­ляли медом и парили в печке в закрытой посуде.

Существует поверье, что вода в этот день в реках колы­шется. В богоявленскую ночь, перед утреней, небо откры­вается. О чем открытому небу помолиться, то и сбудется.

По словам Иоанна Златоуста, «Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда Он крестился». В этот день и произошло «Явление Христа народу.

Это праздник Богоявления, ибо во время Крещения Бог явил себя людям. По совершении крещения, когда Иисус выходил из воды, вдруг разверзлись над ним небеса, и Иоанн Предтеча, только что покрестивший Спасителя, уви­дел Духа Божия и услышал голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Таким образом Бог показал, что он есть Пресвятая Тро­ица. Бог-Отец говорил с неба, воплотившийся Сын Божий крестился, а Дух Святой сошел в виде голубя.

Это стало началом служения Христа. После благослове­ния от ветхозаветной Церкви Спаситель удалился в пусты­ню, дабы в уединении, бодрствуя над собою, в молитвах и сорокадневном посте приготовиться для исполнения вели­кого дела, ради которого Он и пришел на землю.

Христос был безгрешен, но он принял Крещение для того, чтобы собственным примером освятить обряд, который бла­годаря Его искупительным заслугам впоследствии получил значение таинства и сделался не только знаком покаяния и очищения, но и действительным очищением людей от пер­вородного греха…».

Таинство крещения - это источник духовной жизни православных христиан, очищение их духа. В этот день все крещенные - именинники. Ибо отныне, по мнению Православной Церкви,  дан им Ангел-Хранитель.

Праздник Крещения в народе называли водосвятием, т. к. накануне происходило освящение воды в храмах, а в са­мый день праздника освящались и естественные водоемы - реки и озера, для чего в них делалась прорубь - иордань (от названия реки Иордан). Крещенская вода называется Православной Церковью великой агиасмой, т. е. великой святыней. Она употребляется для окропления храмов и жилищ. Святую воду пили, кропили ею весь дом и имуще­ство; считалось, что это предохраняет от различных напас­тей и дурного глаза. Как и раньше, так и сейчас находятся  смельчаки, которые купа­ются в проруби, т. к. верят, что купание в этот день смы­вает все грехи, а простудиться в священной воде невозмож­но.

21 января следили за ветром: подует с юга - посу­лит грозное лето. На Григория (23 января), конечно, свои поверья. Ежели на стога и скирды иней выпадет - лето предстоит сырое да холодное. 24-го: «Федосееве тепло - на раннюю весну пошло». Окольная молва не обошла и следующее число: «На Татьяну проглянет сол­нышко - к раннему прилету птиц». Снег на Татьяну - лето дождливое.

Заканчивает январь Афанасий-ломонос: «Афанасий да Кирило забирают за рыло». Лютует зима, стужи под­дает. «Афанасьевские морозы шуток шутить не лю­бят», — причитал предусмотрительный деревенский люд. А впереди морозы еще строже: «Это не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, а ты подожди Тимофея-полузимника (4 февраля), тимофеевских морозцев».

Февраль – бокогрей. В давние-давние времена февраль замыкал год, поэтому прозывался он «сеченем». Называли его еще «ме­жень» - календарная межа зимы и весны, «снежень» и «лютый» - от снегопадов и морозов, приходящихся на эту пору. И все-таки самое меткое прозвище февраля - «бокогрей»; на солнечной стороне сугрев заметен.

Народная молва гласит: «В феврале от воробья стена мокра», «Батюшка-февраль пришел, мужик зиму перерос», «Февраль-сечень - сечет зиму пополам», «Февраль - месяц лютый, спрашивает, как обутый».

Первого февраля, на Макарьев день, судили-рядили: коли погода ясная - весну ожидали рано. Февральские приметы чаще всего обращены на предугадывание теплого времени года. Вот и 2-е число отмечено тем же смыслом: «На Ефимия в полдень солнце - к ранней весне». Ежели средь этого дня метель разыграется - вся Маслена метельная.

4 февраля - Тимофей-полузимник, ползимы про­шло.

6 февраля - Аксинья-весноуказательница на дворе. «Какова Аксинья, такова и весна; на полузимницу ведро — весна красная».

10-го — Ефрем: ветер понесся - к сырому году. На четвертый день после Ефрема - Трифон, на него предсказателем оказывалось ночное небо: коли звездисто - к поздней весне.

15 февраля зима с весной встретилась. Проглянет солнышко сквозь наволочь — первая встреча с ве­сной прошла благополучно, а не увидят солнышка - ожидай строгих власьевских морозов (24 февраля). «На Сретенье зима весну встречает, заморозить крас­ную хочет, а сама, лиходейка, от своего хотенья только потеет», «На Сретеньев день тепло льды опятнает», «На Сретенье кафтан с шубой встретился», «На Сретенье цыган шубу продает» - гласят народные поверья. О весне судили так: ежели на Сретенье установится оттепель, - весна ранняя и теплая, коли холода завер­нут - весна холодная; выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне. «Если на Сретенье снег через дорогу несет - весна поздняя и холодная».

Сретенье Господне  (15 февраля) – двунадесятый православный праздник в память о принесении Иисуса Христа Пресвятой Марией в храм Иерусалимский через сорок дней пос­ле рождения, в память о встрече (сретении) младенца Иисуса со старцем Симеоном и 82-летней пророчицей Анной.

Сретение - это встреча последних праведников Ветхого За­вета Симеона и Анны с Носителем Нового Завета, в лице которо­го уже встретилось Божество и человечество. Сретение имеет также символическое значение языческого праздника покаяния и очищения от всякой скверны. Его народ­ные названия – «сретенье», «сретенские морозы», «сретенская оттепель», «громницы». С давних времен этот день считался пер­вой встречей весны. По старинному народному обычаю в России в этот день выпекали из сдобного теста жаворонков, го­лубков, ласточек - предвестников весны. На склоне дня деревенская детвора со­биралась где-нибудь на пригорке, за околицей, и начинала кли­кать солнышко, чтобы оно выглянуло «из-за гор-горы».

По народным приметам капель в Сретенье предвещает хо­роший урожай пшеницы, а ветер - плодородие фруктовых дере­вьев, поэтому в этот день садовники трясут деревья руками, чтобы были они с плодами.

17 февраля - студеный Николай. Ударяют морозы. К 23-му числу приурочено такое разнословье: «До Про­хора старуха охала: «Ох, студно!» Пришел Прохор да Власий: «Никак скоро весна у нас».

В Древней Руси Власьев день посвящали Велесу - покровителю скота. Хотя последний языческий идол ко­ровьего бога был повержен в Ростове-Ярославском еще в XII веке, как заступник стад

Завершается зима. В ознаменование победы сил све­та и тепла над силами холода и устраивались всенарод­ные масленичные гулянья. Масленица - самый раз­дольный и веселый праздник. Божество зимы Морана уступает свое владычество Ладе, олицетворяющей весну.

Целую неделю веселилась на радостях сельская и посадская Русь. На то она и широкая или, как еще го­ворили, «честная госпожа Масленица». Каждый день масленичной недели имел свое имя.

Понедельник называли «встреча». Рано утром гурь­ба ребятишек отправлялась вздымать снежные горки, поливать их водой и раскатывать. Кто играл Масленицу, увешан­ный вениками, с балалайкой, выставлялся в санях по­выше. И пошла потеха! Санный поезд, переполненный нарядными девушками и парнями, трогался под пере­звоны и песни. Так объезжали улицу за улицей.

Вторник называли «заигрыш». Начинались игрища. Толпы разнаряженных скоморохов веселили, потешали кто как мог, кто во что горазд.

Среда - «лакомка», за ней - «разгуляй-четверток». Вершина празднования отмечалась взятием снежных городков. Деревенские молодцы выступали на осажденных или осаждаемых. В баталиях по взятию снежных город­ков участвовали и пешие и конные. Такая игра в войну доставляла нашим предкам особое удовольствие.

Пятница слыла под именем «тещиных вечеров»: зя­тья ходили в гости к тещам. В субботу - «золовкины посиделки». В этот день, как и в пятницу, было обыкновение навещать родных, находить веселье в кругу близких людей.

Воскресенье - «прощеный день». Прощались с Масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды: «Да не зай­дет солнце во гневе нашем». И, высказав, что на душе лежало, принимались за песни да пляски. Праздник есть праздник.

 

Весенние православные праздники, народные приметы, обряды и обычаи

Задание для учащихся: Ознакомившись с текстом…

1. Приведите ещё примеры православных праздников данного времени года.

2. Приведите примеры народных примет и обычаев в вашей местности (в вашем регионе), связанные с природными явлениями данного времени года.

3. Объясните, как и почему меняется характер народных праздников и обычаев в каждом времени года

 

О весне наро­дом сложены и погудки, и присловья, и песни. Но всего достовернее ее отображают приметы, вобравшие в себя погодные и хозяйственные наблюдения земледельца. Ка­кой установится она, нынешняя весна? Это интересова­ло крестьянина в прошлом так же пристально, как и теперь. Ведь весна в значительной степени урожай стро­ит. От ее начала и развития зависят все главнейшие полевые работы.

Как же наши деды характеризовали весну? Какие ее признаки они рассматривали определяющими? На это отвечают приметы: Рано затает - долго не растает. Ранняя весна ничего не стоит. Обнадейчива весна, да обманчива. Ранний прилет журавлей - ранняя весна. Если дикие утки прилетели жирные - весна будет голодная, долгая. Ранний излет пчел - к красной весне. Первый гром при северном ветре - холодная весна, восточном - сухая и теплая; при западном - мокрая; при южном – теплая».

Многие приметы научно не обоснованны, но вызывают интерес: «Из березы течет много сока - к дождливому лету. Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед - мокрое. Поздний расцвет рябины. - к долгой осени. Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холод­ному лету. Снег по весне тает на полночь (с северной стороны) от муравьиных куч - лето будет теплое и долгое, а ко­ли на полдень (с южной стороны) - холодное и ко­роткое» и многие другие.

Март – протальник. Первый месяц весны ещё обманчив. Не зря, знать, и пословица толкует: «Февраль воду подпустит, март подберет. Март зиму ломает, новому сезо­ну дорожку торит».

О марте народная молва говорила так: «Март-позимье сшибает рог зиме. Раненько март веснянку затягивает - ненадежное тепло. С марта пролетье, весна начинается (пролетье — теплый сезон). Февраль силен метелью, а март - капелью. Февраль зиму выдувает, а март ломает».

Месяц - зимобор открывает теплое время года, начинается подготовка к горячим полевым работам, прибавляются хлопоты в хозяйстве по прокорму скота и починке инвентаря.

Свое имя март получил от римлян, назвавших его в честь Марса - бога войны. Древнерусское название марта - сухий (по одной гипотезе – месяц с малым количеством осадков, по другой - сохнущий срублен­ный лес). При подсечной системе земледелия на Руси поля отвоевывали у леса: поваленные в феврале де­ревья после подсушки сжигали и на гарях - палах (вот откуда и произошло слово «поле»).

По народному численнику 6 марта - Тимофей-весновей, 12-го - Прокоп перезимний дорогу рушит, 13-го - Ва­силий-капельник - с крыш каплет.

14-го - Евдокия (или Евдокея) - плющиха. Вокруг этого дня бытовало много примет и присло­вий: «Пришли Евдокея - мужику затеи: соху точить, бо­рону чинить», «Авдотья - весновка весну сряжает», «Евдокия - замочи подол, под порогом мокро», «Евдокия красна, и весна красна», «С Евдокии - плющихи первые оттепели».

Авдотьин день слыл летоуказателем: «Какова Евдокея, таково и лето», «На Евдокею погоже - все лето пригоже», «Отколе ветер с Евдокеи, оттуда и во все лето», «Смотри лето по Евдокеи: на Евдокею снег с дождем и теплый ветер - к мокрому лету, а мороз и северный ветер - к лету холодному».

За Евдокией следовал Федот: «На Федота занос - долго травы не будет». А через день – Герасим – грачевник. «Грач на горе - весна на дворе».

18 марта - Конон-огородник. Искусники гряд пере­бивают парниковый грунт, меняют гнилые парубни, замачивают семена для высева.

22 марта - Сороки - день равен ночи. На Сороки молодёжь водила хороводы, распевала «сбор­ные» песни. Их назначение - приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на Масленицу, и теперь хо­роводные игры способствуют и веселью и встречам.

Апрель – снегогон. В начале апреля на Руси бытовали поверья: «Где в апреле река, там в июле лужица», «Февраль богат снегом, апрель — водой», «Апрельские ручьи землю будят». В это время старики предупреждали: «Апрель обманет, под май подведет», «Не ломай печи - еще апрель на дворе», «Апрель сипит да дует, бабам тепло сулит; а мужик глядит: что-то будет?»

Древнерусское название апреля - березозол - означало: зол для берез. Встарь в эту пору, заготавли­вая соковицу — сладкий березовый сок. Кое-где апрель слыл за «цветень» - по времени распускания первых цветиков. Но чаще этот месяц называли снегогон.

Открывают народный календарь – численник апреля Дарьи - грязные «пролубницы» или «обгадь проруби». С это­го дня белили холсты: вытканное суровое полотно стелили на снег. От промораживания и снеговой влаги оно умягчалось, становилось носким и белее цветом.

4 апреля - Василий-солнечник, Василий-парник, Василий - капельник - с крыш каплет.

7 апреля – Благовещенье. «На Благовещенье - весна зиму поборо­ла», «Коли на Благовещенье снег на крышах лежит, так лежать ему до Егорья (6 мая) в поле», «Покров (14 октября) не лето, Благовещенье - не зима», «На Благовещенье гроза - к теплому лету».

9 апреля - день Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц - чибисов. «Чибис прилетел, на хвосте воду принес». В этот день говорили, что «щука хвостом лед разби­вает».

Слыла Матрена также «полурепницей». Огородникам пришло время отбирать половину репы на семена. В старое время репа (после капусты) была одним из основных продуктов питания русского крестьянина. Карто­фель на Руси стал известен лишь с конца XVIII века, поэтому забота о семенах репы - это забота о сытости.

14 апреля -  «Марья - зажги снега, заиграй ов­ражки».

Марья половодье начинает. Через четыре дня - Федул. «Пришел Федул, тепляк подул», «До Федула дует сиверок, с Федула - теплынью тянет», «На Федула растворяй оконницу» - гласили народные мудрости.

21 апреля - «Родивон - ледолом, ревучие воды». Пер­вый выезд в поле: «На Родивона уставь соху, паши под овес». Мешкать некогда: «Весной час упустишь, годом не наверстаешь».

23 апреля: «На Руфа дорога рушится». А следую­щий день - Антипа-половода. Этому дню посвящены приметы: «Коли на Антипу воды не вскрылись, то лето плохим простоит», «Половодье Антипа в овражке топит». А еще день спустя - Василий Парийский. На Василия Парийского весна землю парит. В это время мужики любили говорить: «Антип воду льет на поймы, Василий земле пару под­дает.

Запарил землю Василий - выверни оглобли, закинь сани на поветь». Пора пахать!

Пришёл долгожданный май – травень. Май - торжество весны зеленой. Примечали старые люди: «Соловей запевает, когда может напиться росы с бере­зового листа», «Зяблик рюмит - дождь будет», «Май - коню сена дай, а сам на печь полезай».

Приходит первое тепло. Непродолжительный же возврат холодов обычно приходится на срок цветения черемухи, за что эти холодные дни и называют «черемухиными».

Подходит первый майский народный день: 6мая – Егорий – тёплый. «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Егорий храбрый зиме ворог лютый», «Егорий землю отмыкает», «Егорий на порог весну приволок», «Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кон­чает» -  глосят народные поверья об этом дне.

8 мая – Марков день.  «На Марка небо ярко, бабам в избе жарко». 13 мая – Яков день. «Теплый вечер и звездная, тихая ночь на Якова - к ведренному, сухому лету». На другой день - Еремей-запрягальник, яремник. «На Еремея погоже - уборка хороша», «На Еремея непогода - всю зиму промаешься», «Сей неделю после Егорья (6 мая) да другую после Еремея» - поучительно звучат народные приметы.

18 мая - Арина-рассадница. Капусту рассаживают на гряды. 19 мая - Иов - горошник, огуречник, россенник. «Иов - россенник росы распутал». В мелкие бороздки сеют обросшие семена огурцов, поливают посев прудо­вой или стоялой колодезной водой.

А вот и 22-е мая - Николыцина. Важнейшая аг­рарная дата для дореволюционной Руси. «Овес и пшеницу сей: ранние - с Николина дня, позд­ние - с Пахомиева». Через день после Николы - Мокей. Этому дню тоже отводились свои приметы: «В день Мокея мокро - все лето таково», «Коли на Мокея туманно и багряный восход солнца, а днем дождь - к мокрому, грозному лету».

26 мая - Лукерья-комарница: появляются комары». За Сидором (17 мая) - Пахом. «Пришел Пахом - запахло теплом», «На Пахома тепло - все лето теплое», - поговаривали на Руси об этом дне. Приближается лето…

Вознесение Господне Православная Церковь празднует в четверг шестой седмицы, на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа (Пасхи). Так как день Пасхи ежегодно меняется, то и дата, т.е. число и месяц, праздника Вознесения ежегодно разные. Это один из больших (двунадесятых) праздников. На 40-й день после воскресения Иисус Христос вывел учени­ков из Иерусалима на гору Елеонскую. Подняв руки, благословил их, а затем стал отделяться от земли и в их глазах подниматься в небо. Иисус Хри­стос «вознесся в небо», окончательно завершив свое служение Спа­сителя – Мессии на земле. 

По традиции на Вознесение пекут пироги с зеленым луком и непременно символические лесенки (удлиненной формы хлеб, булки, пироги, кулебяки с украшениями из теста в виде надре­зов, поперечинок, перекладинок, как бы лестничных ступенек). Они так и назывались - лесенками, лествицами, лестничками. Во многих местах эти лестнички делались с семью перекладинками, что знаменовало семь небес. Их пекли для того, чтобы Христу было легче подниматься в небо. В день Вознесения красят яйца, как и на Пасху.

По народной традиции в праздник Вознесения ходили в поле, в рожь (или лен) с лесенками есть яичницу. Бросали вверх лесен­ки, ложки и крашенные яйца, чтобы новый урожай тянулся ввысь.

 

Лето в православном народном календаре – численнике

Задание для учащихся: Ознакомившись с текстом…

1. Приведите ещё примеры летних православных праздников.

2. Приведите примеры народных примет и обычаев в вашей местности (в вашем регионе), связанные с природными явлениями данного времени года.

 

Переход от звон­кого красавца мая в жарник - июнь едва заметен. Тепло полностью вступило в свои права…

«Не жди лета долгого, а жди теплого», - говорят старые люди. Самая знаменательная примета этих дней - свет. По народному календарю: «С Петра - поворота (25 июня) солнце поворачивает на зиму, а лето на жары».

«Лето крестьянину - мать и отец, - любили говорить старые люди. - Летний день год кормит. Летний день за зимнюю неделю». В летнюю пору широк круг деятельности земледель­ца: вырывать сорняки, окучивать картофель, косить сено, поливать овощи, в страду - уборка хлебов. А работы все прибавляется: «Всем лето хорошо, да макушка тя­жела», «Плясала б баба, плясала, да макушка лета настала».

Приметы лета на каждом шагу. Наступил июнь – хлеборост. В поле, как и в лугах: «Июнь - скопидом, урожай копит на целый год». Тяжел был этот месяц для русского крестьянина – малоземельца. «Проводит июнь на работу, отобьет от песен охоту».

Последний весенний праздник - Вознесенье справ­ляли на сороковой день после Пасхи. С этого дня вес­на на отдых просится, уступая дорогу лету. «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется», - лирично поговаривали крестьяне.

На Вознесеньев день в ходу было и «вождение коло­ска» - старинный русский обряд. «С Вознесеньева дня, -поговаривали на Руси, - весна потом умывается, честному Семику кланяет­ся, на Троицу-богородицу из-под белой ручки гля­дит».

На «зеленой неделе» справляли Семик - девичий праздник. Называли Семик - честной, подобно Масленице, это один из наиболее почитаемых народных праздников. В стародавнюю пору Семик посвящали Перуну - самому грозному языческому богу. Перун не только держатель гроз и молний, но и обладатель животворных сил - одевает леса листьями, а луга - муравою. На Семик особая честь воздавалась березе. Она у древних славян считалась священным деревом, олицетворяла богиню Ладу.

На Семик одна из деревенских забав - гонять русалок. По поверьям, русалки в этот день наиболее коварны: несдобровать тому, кто поддается их чарам, - защекочут. До самого Петрова дня продолжаются проказы русалок, которые, по воз­зрениям славян, являются душами умерших насильст­венной смертью. Выгоняла русалок из деревень, разумеется, молодежь.

Церковь долго, но тщетно старалась отвратить лю­дей от семицких забав, повелевая на «зеленой неделе» почитать убогих и калек. Вместо смеха заставляли лить слезы.

На пятидесятый день после Пасхи, в воскресенье, празднуется День Святой Троицы (Пятидесятница), один из великих двунадеся­тых православных праздников. Согласно Библии утром пятидесятого дня после Христова Воскресения все ученики Христа были вместе. Вдруг раздался шум с неба, как от сильного ветра. Им явились огненные, разделяющиеся язы­ки и стали парить над их головами по одному на каждом.. Все они исполнились Духа Святого и начали говорить на всех языках, могли проповедовать учение Христа среди всех народов. В день пятидесятницы Апосто­лы получили силу свыше и начали проповедовать и свидетельство­вать об Иисусе Христе.

В этот день тысячи палом­ников под влиянием их пророчеств приняли крещение. Пятидесят­ница стала днем рождения Церкви.

На Руси праздник Троицы связывался с проводами весны и встречей лета, этот день называют «зелеными святками». На Троицин день украшают храм и жилища ветвями, душистой травой и цветами, что­бы в него сошел Святой Дух, и снова красят яйца, как к Пасхаль­ной неделе.

В старину на Руси в Троицу девушки и женщины устраивали похороны бере­зы, «русалки», «кукушки». Сломанную ветку или особую траву, называемую «кукушей», наряжали, а затем закапывали под песню, как правило, на огороде. Русалок, которые, по народному поверью, способствуют урожаю, хоронили в виде кукол. Так как русалки существа вредоносные, то их старались «умягчить» развешиванием холстов по деревьям и кустарникам. Все эти похороны имели магический смысл: передать весеннюю силу растительности и новому урожаю. В Троицын день девушки шли в лес и спрашивали у кукушки, скоро ли им замуж идти. Сколько раз прокукует птица столько и ждать девице своего суженого - ряженого. Иногда девушки плели венки и по ним гадали - бросали в воду, а чей венок быстрее пристанет к берегу, та останется в девках, а какой у плывет - значит, надо приданное укладывать.

Троица - завершающий день семицких гуляний.

Следующий за Троицей понедельник - Духов день. «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет», - примечалось в старой деревне. 2 июня - Фалалей-огуречник, 3 июня - Олены - ранние льны и поздние овсы; 7-го - медвяные росы - сладкие выделения тлей и червецов, питающихся соками растений. А четыре дня спустя – Федосья - колосяница: хлеб колосится.

После 12 июня, когда сажали бобы, - Еремей -распрягальник, Еремей - опусти сетево. 21 июня - «Стратилат — грозами богат».

22 июня – Кирилов день. «На Кирилу отдает земля солнышку всю свою силу». Затем приходит 25 июня - день солнцеворота: «Солнце с Петра-поворота укорачивает ход, а месяц идет на прибыль». Выпадают большие росы.

26 июня - «Акулина - задери хвосты». Это странное название связано с летней жарой, мошкарой и комарами Скоту приходилось постоянно хвостами сгонять мошкару и комаров с себя. Скот тощает, сбавляет удои.

С Тихона (29 июня) солнце идет тише и птицы стихают. На Мануила (30 июня) солнце застаивается.

Наступает июль – страдник - благодатная пора спелого хлеба, овощей, ягод и раннего картофеля. Сенокос, начало косовицы хлебов, подготовка озимого клина - во всем надо успеть сельским жителям, не упустить срок.

 Июлю посвящались следующие приметы: «В июле на дворе пусто, да в поле густо», «Июнь с косой по лугам прошел, а июль с серпом по хлебам пробежал», «В июле хоть разденься, а легче нет». Проливные дожди характерны для этого летнего месяца: «Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню», «Гром гремит долго и не резко - к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно - будет ясно».

Июль раньше называли «серпень» - от зажина ржи, «липец» - по цветению липы, «грозник» - от частых гроз. Закрепились за ним и чисто сельскохозяй­ственные именования «сенозарник» и «страдник» - от времени неотложных работ по сбору урожая.

В народном календаре - численнике в первой июльской пяти­дневке приметно лишь 3 июля – Мефодий. «На Мефодия дождь, будет идти сорок дней», - утверждали суеверы. 6 июля - Аграфена-купальница. «Просите, дети, дождя до Ивана Купалы (7 июля), а после Ивана я и сам упрошу» - так полушутливо-полусерьезно поговаривали мужики.

В ночь под Ивана Купалу, согласно народным (полуязыческим) сказаниям Руси, Украины и Белоруссии, совершаются самые невероятные чудеса: раскрывается в заветном уголке леса жар-цвет папоротника; показывается волшебная разрыв-трава, помогающая находить клады; балагурят напоследок русалки, потом их уж не будет. В Иванову ночь затевались купальские игрища. Молодые девушки и парни в праздничном убранстве сходились за селом на гульбище. Девушки перед этим парились в бане свежими вениками из березовых веток и целебных трав. Возле срубленной ивы гуляющие ставили разнаряженную соломенную куклу - Ладу. После пира-складчины самый проворный с помощью деревяшек «вытирал живой огонь», от него-то и запа­ливали приготовленный купальский костер.

Девушки и парни, взявшись за руки, вместе с самодельной ладой прыгали через костер. По прыжку судили об удаче в супружестве. Потом водили поздние хороводы - до белой зари, а кук­лу сжигали или топили. Принято было в эту ночь купаться голышом.

Против купальских развлечений гневно выступала церковь. В XVI и XVII веках она неоднократно запрещала этот обычай, называя его «поганым, в честь идолов». Несмотря на гонения, Иван Купала долго соблюдался в народе как праздник благодарения солнца, праздник зрелости лета и зеленого покоса.

На Купалу открывают большой покос.

10 июля, на Самсона, утверждали: «На Самсона дождь - до бабьего лета мокро будет», «На Самсона дождь - через семь недель то ж». Кстати, истоки суеверия кроются тут в самом имени: Самсон в переводе с греческого «солнечный».

Любимым летним праздником русские люди считали Петровки - 12 июля. «В Петровки сухо, и день велик», «Петр - Павел жару прибавил», «Соловей поет до Петрова дня», «К Петрову дню вода в реках умеженится» - так характеризовали этот день русские люди. В Петровки начинают сваливаться первые желтые листочки: «Придет Петрок - сорвет ли­сток».

С Петрова дня - красное лето, зеленый покос; са­мый его разгар. К Петрову дню заканчивали взмет озимого клина. «До Петрова вспахать, до Ильина (2 августа) заборонить, до Спаса (28 августа) посеять» — подгонял крестьянский  календарь - численник.

14 июля: «В огородах гряды полют, вырывают корневые овощи». 17 июля: «На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка-овес до половины дорос»; «Овес в кафтане, а на грече и рубашки нет».

Уборку ржи начинали встарь на Казанскую (21 июля). Вместо косы не выпускали из рук серп. Постепенно приближалось время длинных рос. «На Прокла (25 июля) поле от росы промокло». Особенно сильно осаждается роса в ясные ночи, при легком ветре. «Роса мочит по зорям» - подмечает  народная примета.

На Афиногена (29 июля) замолкают птицы, заду­мывается. Лето перешагнуло свой знойной возраст.

 Наступил август – жнивень. Август получил много народных прозвищ: «жнивень» и «серпень» - от разгара жатвы; «зарев» - от ярких, холодных зорь; «ленораст» - от расстила льна на росные луга. Открывается август днем Макриды - указательницы осени: «Смотри осень по Макриде: Макрида мокра - и осень мокра», «Макрида сряжает осень, а Анна (7 августа) – зиму», «Коли на Макриду мокро, то страда ненастная», «Вёдро на Макриду - осень сухая».

Одной из примечательных дат августа является 2-е число - Ильин день. После него начинает спадать летняя жара, устанавливается умеренное тепло. Илья почитался держателем гроз: «На Илью до обеда лето, а после обеда осень», «До Ильина дня под кустом сушит, а после Ильи и на кусте не сохнет», «На Ильин день олень копыто обмочил - купанью конец». К Ильину дню выпекали первые колоба и пышки из нового урожая. Деревня лакомилась чистым, немешанным хлебом. Кое-где сохранялся языческий обряд приносить с поля первый сноп: «Волотку на бородку», или по-другому: «Илье на бороду».

К середине августа, на Силу (12 августа), считалось, что рожь, посеянная, родится сильно. Это был наилучший срок посева ржи в средней полосе России.

14 августа - первый Спас, проводы лета. Пасечники выламывали в ульях соты, отчего первый Спас называли медовым. «С первого Спаса - холодные росы», «Первый Спас – мокрый», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье» - замечали крестьяне.

15 августа - Степан-сеновал. На другой день - Антоны-вихревеи. Если в этот день ветер с вихрями - ожидали снежную зиму. Затем Авдотьи - сеногнойки. На Авдотью -сеногнойку срывали огурцы. К этому времени поспевала лесная малина.

19 августа - второй Спас, прозванный яблочным, потому что пришел срок срывать спелые яблоки. Погода преображается: «На второй Спас бери голицы про запас». Продолжали сеять озимые. Через день - «Мироны-ветрогоны пыль по дороге гонят, по красном лете стонут». На Лаврентия (23 августа) соблюдали поэтический обычай - в полдень смотрели воду: если она тиха, не волнуется - осень обещает быть тихой и зима без злых метелей.

27 августа «Михеев день с бабьим летом бурей - ветром перекликаются». «На Михея дуют ветры - тиховеи - к ведренной осени; Михей с бурей - к ненастному сентябрю».

Успение Пресвятой Богородицы празднуется 28 августа, накануне тре­тьего Спаса - это один из больших двунадесятых православных праздников. Отмечается как день памяти Божьей Матери - великой Молитвенницы за человеческий род, прибежища всех матерей мира, олицетворения верности, любви и служения. По преданию, Ма­рия после крестной смерти Хри­ста около 15 лет жила в Иерусалиме в доме апостола Иоанна Богослова. Она дожи­ла до «последней старости» - 72 года, и была извещена арханге­лом Гавриилом о своей смерти заранее. Она прощалась с друзья­ми и учениками Христа, которые чудесным образом явились все, кроме Фомы, и просила их не горевать, а радоваться вместе с ней, так как смерть ее - лишь краткий сон, за которым следуют воскрешение и вознесение.

Праздник этот окружает не печаль, а радость. По народным тра­дициям Успенье называют Госпожин день, это дожинки, оконча­ние жатвы, последний именинный сноп, осенины.

Третий Спас – и славянский, и православный праздник - дожинки (дожинали хлеба). Последний отлет ласточек. Начало мо­лодого бабьего лета (до 11 сентября). Считалось, что если журавль отлетит к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет морозно, а нет - так позже. Август - лета закат, приближается осень.

 

Осенние православные праздники, народные приметы и обычаи

Задание для учащихся: Ознакомившись с текстом…

1. Приведите ещё примеры православных праздников данного времени года.

2. Приведите ещё примеры известных вам народных мудростей, поговорок и примет, связанных с осенними изменениями в природе.

 

Самая знакомая примета осени - желтеющие листья. Совсем скоро бабье лето. В древности люди примечали: «Много тенетника на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме», «Паутина стелется по растениям - к теплу», «Осенний тенетник - на ясную погоду, на вёдро».

В народном представлении осень о своем нраве дает знать многими признаками. Надо лишь замечать их. Так, в старину молва уверяла: «В лесу много рябины - осень будет дождливая, если ж мало – сухая», «Если журавли летят высоко, не спеша и «разгова­ривают» - будет стоять хорошая осень», «Гром в сентябре предвещает теплую осень».

Сельские жители считают начало осени с равноденствия, падающего на 22- 23 сентября. После этой даты ночи становятся длиннее, а дни заметно пойдут на убыль. По приметам осени судили о зиме: «Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме», «Хлебород - перед строгой зимой», «Много желудей на дубу - к лютой зиме», «Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима», «Коли белка до Покрова (14 октября) чисто вылиняла, то зима будет хороша».

Август, уходя, словно оборвал лето. Наступил сентябрь – хмурень. Древнерусское название сентября - «руен» связывалось с желтым цветом осени, «ревун» - с дождями и непогодой, «рюин» - с гоном, ревом оленей, «хмурень» - с угасанием солнечного света и ранними сумерками.

О сентябре пахари любили повторять: «Сентябрь - зоревник, хмурень: холодно и сиверко... В сентябре и лист на дереве не держится». Сентябрь открывается днем Стратилата - тепляка. Об этом дне бытовала молва: «Батюшка-юг пустил ветер на овес». 5 сентября -  первые заморозки — «лупповские»: «На Луппа - овсы морозом лунит». 8 сентября – Наталья - овсяница, косят овес. «Не вырастет овес - наглотаешься слез», - приговаривал сельский мужик. Тогда же отмечали осеннего Петра - Павла-рябинника. Срывали рябину и кистями вешали под крышу.

11 сентября - Иван-полетний, полетовщик. Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный - осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана».

Через день после Ивана приступают дергать корнеплоды (кроме репы), копают картошку. 13 сентября - журавлиный отлет: «На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь». 14 сентября - Семен-летопроводец. Первая встреча осени. В допетровской Руси Новый год начинался 1 (14) сентября, на Семен-день. Оттого-то крестьянский календарь - численник приурочивал к этой дате завершение многих летних работ: «На Семен-день до обеда сей - паши, а после обеда на пахаря вальком маши».

К середине сентября разбежались тучи – установились погожие деньки, наступило бабье лето. По давним приметам, оно длится всего неделю, с 14 по 21 сентября. Как великолепны эти дни! Бабье лето - лучшая пора осени. Кому ж не любо людям тепло, хоть и прощальное! «Семен - летопроводец молодое бабье лето проножит, и старое наводит», «На Семен-день ясно - бабье лето теплое», «Бабье лето ненастно - осень сухая», «Сухая осень, коли на Семен-день сухо» - поговаривали об этих денёчках.

Рождество Пресвятой Богородицы - (21/8 сентября) - двунадесятый праздник в честь рождения Пресвятой Девы Марии.

Согласно православным канонам «…для рождения Иисуса Христа, Спасителя мира, избрана была Богом достойнейшая из дев в еврейском народе, свя­тая Дева Мария.

Имя ее было предуказано ангелом, предвозвестившим родителям и ее рождение. В память о дне рождения Пресвятой Девы христианская церковь и установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его порой называют, Вторая Пречистая или Малая Пречистая. (Большая Пречистая - праздник Успения)».

Праздник этот был установлен церковью в IV в., но про­шло еще семь столетий, прежде чем Рождество Богороди­цы заняло свое место среди главных праздников Православ­ной Церкви.

В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, ее изображение - одно из наиболее часто встречающихся на иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников.

День Рождества Пресвятой Богородицы почитается в Русской Церкви еще и потому, что именно в этот день рус­ское воинство под предводительством святого князя Димитрия Иоанновича одержало победу на Куликовом поле.

Этот день известен и как (по В. Далю): спожа, спожка, споженка, госпоженка, большая спожка, день Рождества Богородицы (День Успенья Богородицы, малая спожка -28/15 августа). Успенский пост, он же - споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин­ками - осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы).

Спожинки, госпожинки - праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились иногда целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родите­лям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника. К новобрачным же сходилась вся родня «навестить молодых, посмотреть их житье-бытье, поучить разуму».

По русскому народному календарю, 21 сентября - еще и Аспасов день. На него встречали матушку - Осенину. Осенина в Древ­ней Руси праздник не только урожая, но и Лады и Лели, матери и дочери - богинь плодородия, любви, брака. Хо­дили к берегам рек, озер и прудов овсяным хлебом встре­чать матушку - Осенину. Старшая стояла с хлебом, а моло­дые пели вокруг нее обрядовые песни. Хлеб разламывали и раздавали всем присутствующим.

Как и в день весеннего равноденствия, в этот день об­новлялся в избах огонь - старый гасили, а новый зажигали. Во избежание порчи от дурного глаза и болезней жгли старую одежду и обувь. Детей обливали на пороге водой. С Рождества Богородицы начинается луковая неделя - женщины убирают лук. Также убирают пчел с пасек.

Осенины - вторая встреча осени (первая на Семен-день - 14/1 сентября, третья - на Воздвижение - 27/14 сентяб­ря). В Осенины начинались посиделки: девушки с пряжей собирались в одну избу, к ним приходили парни с гармо­никой и угощением, исполнялись игровые песни и шуточные розыгрыши.

21 сентября - осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. За ним немного спустя перевалила рубежная дата - осеннее равноденствие. Солнечного тепла стано­вится все меньше и меньше. Начинают поливать ещё тёплые дождички: «Весенний дождь из тучки, осенний - из ясени». Сентябрьские осадки благотвор­ны для садов и озимых.

За ранние сумерки и повышенную облачность сен­тябрь иногда называют «вечером года».

24 сентября – Федора - обдирала: «Не каждое лето до Федоры дотянет». Обивается оставшийся на корню хлеб: «Федоры - замочи хвосты». Две Федоры в гору - осенняя и зимняя, одна с грязью, другая —- со стужей: «Осенние Федоры подол подтыкают, а зим­ние Федоры платком рыло закрывают».

С 26 сентября, с Корнилья, «корень в земле не растет, а зябнет». Через день - Воздвиженье, третья встреча осени. Первые заморозки: «Сдвиженье тепло сдвинет, а холод надвинет». Осень к зиме быстрее движется. Срубают капусту: «На Воздвиженье первая барыня - капуста». Молодежь по такому случаю затевала вечеринки – капустники.

Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября). Это один из двунадесятых праздников, который Православ­ной церковью отмечается в честь воспоминания Креста Хри­стова. Первоначально этот праздник был установлен в воспоми­нание обретения Креста Господня благочестивой Еленой, мате­рью императора Константина Великого (который разрешил сво­бодное исповедание христианства) в Иерусалиме. По преданию, в 326 г. она приказала разрушить языческий храм, который стоял на Голгофе, и обнаружила в развалинах три креста. Один, на котором был распят Иисус, воздвигли для поклонения ему хрис­тиан. По велению царицы, на Голго­фе была построена церковь и установлен праздник Воздвижения Креста Господня.

В VIII веке с этим событием соединилось другое - воспоми­нание о возвращении Креста Господня из персидского плена. Тогда греческий император Ираклий встретил Крест Господень в Иерусалиме и внес его в храм, из которого он был похищен.

Для верующего, следующего Заветам Христа, «нести крест свой» означает жертвенную самоотдачу для выполнения воли Христа. Это значит «отвергнуть себя», побе­дить себялюбие, исполнять богослужения и жить для других.

В канун праздника Воздвижения Животворяще­го Креста Господня в храмах выносят ук­рашенный цветами Крест, где он лежит до конца празднования Воздвижения, т.е. до 4октября.

В этот день по традиции воздвигают кресты на строящихся храмах, совершают крестные ходы вокруг сел и деревень, дабы оградить себя от всякой напасти. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. С Воздвиженья начинали рубить капусту. Молодежь за­тевала вечеринки, пекли пироги с капустой; поэтому эти вечера и получили название «капустников».

Все народные приметы этого дня так или иначе связаны со словом «двигаться» - на Воздвиженье осень зиме навстречу над­вигается. Считается, что именно в этот день птица  в полет трону­лась, а медведь залег в берлогу. В прежние времена мужики в деревнях крепко запирали подворье, заделывали все щели и проемы. В лес в Воздвиже­нье не ходят, чтобы ненароком не встретиться с нечистой силой

28 сентября - «гусепролет, гусарь». На «гусаря» стригли овец. В старом русском календаре этим днем сентябрь-хмурень переламывался пополам, а по новому счислению до завершения первого осеннего месяца осталось всего ничего.

Наступает октябрь – грязник. В начале месяца дни стоят еще погожие, сухие. В полдень через облачные гряды проглядывает солнышко. Но уже через несколько дней народные приметы указывают: «В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет». Эти дни называли рас­путица, кисельница, октябрь - грязник.

1 октября - журавлиный лет. «Если на Арину журавли полетят, то на Покров (14 октября) надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день - раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу». Октябрь средь осенних братьев-месяцев самый нарядный, самый живописный. 2 октября - Зосима, заступник пчел. Ставят улья в омшаник. Кто поюжнее живет - откладывают это де­ло до Савватия (10 октября).

За Зосимой - астафьевы ветры. На Астафья, конечно же, свои примеры: «Коли дует северный, сердитый ветер - будет стужа недалече, южак подул - к теплу, западный - к мокроте, восточный - к ведру», «Если на Астафья туманно и тепло, по проулкам летит белая длинная паутина - к благоприятной осени и нескорому снегу».

7 октября – Фекла - заревница. День убывает уже быстрее, чаще осенние заморозки. На Сергия (8 октября) рубят капусту. В этот день замечали: «Коли первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день» (21 ноября).  А вот и знаменитый Покров, 14 сентября – первый вестник настоящих осенних холодов. «На Покров натопи хату без дров», «Не утеплишь жилье - в холоде настрадаешься», «Каков Покров - такова и зима», «Ветер с севера - к холодной зиме, с юга - к теплой, с запада - к снежной. При переменном ветре и зиме быть непо­стоянной».

Октябрь - свадебник, на селе играются свадьбы: «Придет Покров - девке голову покроет».

На третьи сутки после Покрова - Ерофей. «С Ерофея и зима шубу надевает». Суеверные люди на Ерофея в лес не ходили, боялись лешего. Незаметно подошли Харитины (18 октября) - первые холстины. За Харитинами – Денисы -позимские. День заметно отстает от ночи, раньше смеркается, позже светает. Солнце ходит ниже, исчезают кучевые облака. На Сергий, 20 октября, своя примета: «Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены (22 ноября) зима встанет на ноги».

Покров Пресвятой Богородицы (14 октября). Этот  православный праздник был установлен Андреем Боголюбским (X в.) в память о чудесном явлении Покрова Пресвятой Богородицы в Константинополе во время всенощного бдения. Празд­ник, пришедший на Русь из Византии, стал одним из самых почи­таемых. Это праздник великой радости. На Руси верили, что Пресвятая Богородица приняла под Свою защиту Святую Русь, поэтому имеют надежду на Её постоянное заступниче­ство и милосердие. Особо почитаются иконы Владимирской, Боголюбской, Казанской и Смоленской Божией Матери.

В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем  привлечения женихов и свадеб. Невесты надевают свадебный наряд - белоснежный покров.

Обычно утром, после похода в баню, в доме невесты собирались девушки-подружки, сватьи, свахи и под причитания, песни, плачи начинали расплетать косу невесты и переплетать ее в новую прическу замужней женщины. Отныне краса - девичья коса навсегда упрятывалась от посторонних глаз, т.к. замужние женщины должны были прятать волосы под головной убор. Снимать платок, кокошник (его носили молодые женщи­ны) или чепец - повойник они могли только перед мужем.

21 октября: «С Трифона-Палагеи все холоднее». Го­товь теплую одежду — зима забредает. Догадливые на шутливое слово русские люди и святым работу нашли. У них: «Трифон шубу чинит, Палагея рукавички шьет барановые». А через день – Лампеи (Евлампий). «Если на Евлампия рога месяца на полночь(на север) - быть скорой зиме, снег ляжет нормально, а ели на полдень (на юг) — скорой зимы на жди, будет грязь да слякоть, до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, в белый кафтан не нарядится». 27 октября - Параскева - грязниха, порошиха.

Пришло время ноябрю – листогною.  Об этом месяце народная молва гласит: «В ноябре зима с осенью борются», «Ноябрь - полузимник: и колесо, и полоз любит», «Ноябрь -полузимник: мужик с телегой прощается и в сани забирается»

Неказист ноябрьский день. Проглянет солнышко и скроется, всё чаще на небе свинцовые тучи. Дни идут на убыль, а ночи прибавляют и прибавляют: «Ноябрьские ночи до снега темны».

На третий день ноября народный календарь указывал на почитаемый на Руси праздник - Казанская. В крестьянском обиходе это была важная дата. Переламывался погодный режим - зима стучится, надолго отходят всякие полевые работы. Воз­вращались с промыслов деревенские мужики. На Казанскую - первый зимний заморозок. Снежно и морозно. Про этот день крестьяне поговаривали: «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «С Казанской мороз не велик, да стоять не велит».

8 ноября - Дмитриев день. На него повсеместно справляли помин по усопшим, отчего Дмитрова неделя слыла «дедовой». В народном календаре замечалось, что до Дмитровой субботы зима не становится. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу - весна поздняя».

Через день - Ненилы-льняницы. За Ненилами - Настасьи-овчарницы. 12 ноября, на Зиновея, - синичкин праздник: «Не вели­ки птичка-синичка, и та свой праздник помнит». 14 ноября - Кузьминки, встреча зимы: «Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать». Реки начинают замерзать: «Не заковать реку зиме без Кузьмы-Демьяна». Отходят в прошлое предзимние деньки. «Демьянов путь — не путь, а только перепутье». К тому же в ближайшие дни боль­ших морозов не предвидится и даже отпустить может: «Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября) раскует» или: «Кузьма-Демьян с мостом - Михаиле с полумостом».

Кузьминки на Руси славились петушиными именинами: отмечались Кочеты. Девицы - посиделочницы устраивали пир - беседу. Для этого каждая приносила кочета - петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу.

Но вот праздник прошел, пора за дело принимать­ся: «Акундин (15 ноября) разжигает овин. В некоторых деревнях в старину слышались перестуки мялиц и цепов. На мялицах хрястали, обминали коноплю и лен - из тресты волокно получали. Цепы же на гумнах стучали - обмолот хлебов еще продолжался. Так за работами и проходило студеное время.

19 ноября - ледостав. Пруды и мелкие реки под ледяным панцирем. На другой день «Федот - лед на лед ведет». За ним «Михаиле (21 ноября) мосты мостит». Но Михайлов день известен больше оттепелями. Михайловские оттепели, Михайловские грязи: «Если Михаиле Демьянов путь порушит - не жди его до зимнего Николы (19 декабря)».

С зимних Матрен зима встает на ноги, налетают морозцы. «С Ераста (23 ноября) жди ледяного наста». «Ераст на всё горазд: и на холод, и на голод, и на бездорожную метелицу» А еще через два дня – Студит. «Со Студита станет холодно и сердито», «Федор Студит - землю студит», «Со Студита стужа, что ни день, то хуже».

По народному календарю если 25 ноября дождь или снег - быть оттепелям до Введенья (4 декабря). Через трое суток: «Гурьян на пегой кобыле» (грязь, снег). И уж коли лежит на Гурьяна снег, так лежать ему до половодья.

Вот вроде и установилась зима, но возьмет злодейка и запотеет, нет-нет да отдаст теплом с мокротой: «На Матвея (29 ноября) зима потеет». Но в каком бы разладе с календарем она ни была, а ноябрю-груденю замыкать позимскую осень. За ним вплотную подступили метели, стужи, лютые денечки. Наступает настоящая зима.

Так образно раскрывает народный календарь приметы и обычаи православной Руси, связанные с временами года и сезонными изменениями погоды.


Далее читайте:

Николай Дик (авторская страница).

Православные монастыри (справочник).

Православные иконы (справочник).

Католические монашеские ордена (справочник).

Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник).

Православные деятели: | АВ | ВА | ДАИАКАМАНАПАСА | ФА

Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IVV-IXX-XIVXV-XIXXIX-XXI

Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС