Николай Дик |
|
2010 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай ДикКультура и традиции мировых религийУчебное пособие
ГЛАВА 5Особенности культуры и вероучения буддизмаРекомендации преподавателю: · Приведённый ниже фактический материал необходимо преподносить обучающимся в доступной форме, учитывая возрастные особенности конкретной аудитории учащихся. · Теоретический материал может быть использован для проведения классных часов, бесед с учащимися или в качестве дополнительного материала при изучении истории, МХК, факультативных курсов или учебных предметов религиозной направленности.
Буддизм - самая ранняя и наименее распространенная в современности мировая религия - возник в Индии и остался преимущественно азиатской религией. Как традиция этнических религий Востока, буддизм сильно отличается от христианства и ислама. С возникновения и по настоящее время буддизм является необычайно сложным феноменом. Среди учёных и исследователей мировых религийсуществует мнение, что буддизм - атеистическая религия. Даже авторы-буддисты аргументируют это положение утверждением, что бога-творца как господина всех творений буддизм отвергает. Не исключены новые открытия в познании сущности буддизма.
Кто считается основателем буддизма? Ранняя история религии известна по позднейшим буддийским преданиям. Согласно им основателем религии был сын царя одного из северо - индийских государств Сиддартха (VI-V века до н.э.). Достигнув истины размышлением, Сиддартха (Гаутама) становится Буддой - Просветленным. Истина, учит он, заключается в правильном пути: самоуглублении для поиска пути, ведущего к покою и к просветлению духа. Следует избегать крайности жизни, заключающихся в жизни ради удовольствия или жизни ради страдания. Основу раннебуддистского мировоззрения составляют «четыре возвышенные истины»: · учение о страдании; · учение о причинах страдания; · учение о прекращении страдания; · учение о пути к прекращению страдания. Причина страдания видится в привязанности к жизни. Чтобы преодолеть привязанность к жизни необходимо избавиться от желаний. Следуя по «восьмисоставному пути» - праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание - человек погружается в нирвану (идеальное состояние, совершенство). Нирвана означает прекращение вечной цепи перерождений (сансара). Никто и ничто не может спасти человека от мучительной сансары, если он не добьется этого сам. Ранний буддизм ориентирует человека на нормы поведения. Близки индуизму заповеди буддизма о любви и милосердии ко всему живому, а также непротивление злу насилием, уклонение от зла. Элементарные заповеди - не убивать живого существа, не брать чужой собственности, не касаться замужней женщины, не лгать, не пить вина - были доведены до такого уровня, что для их исполнения с целью достижения совершенства требовался монашеский образ жизни, отшельничество. Поэтому ранние буддийские общины (санга) были братствами нищенствующих монахов (бикшу) и монахинь (бикшуни). Члены общины имели только простую одежду желтого цвета, жили подаянием, скудно питались, давали обет безбрачия. Мирские сторонники буддизма (упасака - почитатели) соблюдали пять запретов без строгих ограничений санга и жертвовали в пользу общины. В III веке до н.э. буддизм получил статус государственной религии и начал проникать за пределы Индостана вместе с индийской культурой. Изменения в буддизме происходили на уровнях теории (философии) и повседневности. Буддийская космология исходит из существования неисчислимого количества миров. Каждый мир это диск земли, лежащий в океане, который помещается в воздухе. В мире четыре континента, главный ассоциируется с Индостаном. Миры существуют миллионы лет, сменяя друг друга. Будды появляются периодически, примерно по одному на каждые пять тысяч лет. Особую силу закон (дхарма) каждого будды имеет лишь около пятисот лет, после чего мир постепенно погружается в тьму - до появления следующего будды. Будды занимают особое место: они бесконечно выше всех, включая и богов. Рождение будды в виде человека - великое событие, сопровождаемое природными знаками. Будды обладают чудодейственной силой на уровнях психического и физического. Только будды могут собственными умственными усилиями создавать целые миры. Буддизм проникает в Китай из Индии преимущественно в форме махаяны. Укрепляясь, буддизм подвергался изменению под воздействием китайской культуры. Будда стал воплощением Дао. Буддизм народный быстро превращается в разновидность китайского даосизма. Зачислив в свой пантеон многочисленных будд и бодисатв, народный уровень буддизма принимает нормативно-практическую сторону. Нормы, обряды и праздники, многие элементы магии стали интегральной частью жизни Китая. Интеллектуальная элита делает упор на философию и идеологию буддизма. В IX веке буддизм в Китае уступает влиянию конфуцианства. И хотя со временем буддизм в какой-то мере восстановил свои позиции, уровня VIII века он не достиг и остался второстепенной по сравнению с конфуцианством мировоззренческой системой. Буддизм оказал влияние на искусство, мифологию и философию Китая. В буддийских монастырях накоплены сокровища письменной культуры. Многие из сочинений буддийской Типи-таки (Трипитаки) сохранились благодаря китайским буддистам-переводчикам, переписчикам. К концу VI века китаизированный буддизм укрепился в Японии. Здесь нашли свою вторую родину многие школы буддизма, в том числе исчезнувшие на материке. Провозгласив принцип единства синтоистских божеств и перерождений будд, школы японского буддизма заложили основы «двойного пути духов», в рамках которого синтоизм и буддизм должны были слиться. Приблизительно в X веке буддизм превращается в государственную религию. Центр административного руководства перемещается в буддийские монастыри: императоры, крупные чиновники в определенном возрасте становятся монахами с сохранением власти в обществе и государстве.
Ламаизм как религиозно-философское течение в буддизме Ещё на ранней ступени развития в буддизме появились секты. Около I века н.э буддизм распался на два течения: хинаяну (малая колесница, узкий путь), и махаяну (большая колесница, широкий путь). Сторонники хинаяны ориентировались на строгое соблюдение догматов раннего буддизма, а последователи махаяны следовали по пути модернизации. Махаяна развивается как доступная и понятная большинству населения религия. Будда из учителя мудрости превращается в божество, развивается культ Будды. Утверждается идея о множестве будд: в монастырях есть изображение тысячи будд. В их число включаются божества индуизма, местные божества других стран, святые буддизма. Кроме будд в махаяне почитаются бодисатвы (бодисатва - достигший совершенства, но оставшийся среди людей для спасения других). В махаяне появляется учение о рае, в котором блаженствуют души в предпоследнем воплощении (последнее воплощение завершается нирваной). Появился и буддийский ад. В странах Индокитая буддизм распространился в форме хинаяны, а махаяна получила распространение в Китае, Корее, Японии. Монголии. В позднем Средневековье на основе махаяны и хинаяны в Тибете возникла новая форма буддизма - ламаизм. Культ тибетского Далай-ламы является высшей ценностью не только для ламаистов, но и для многих последователей хинаяны и махаяны. Ламаизм («лама») - тибетск. - высший) опирается на единство буддизма и тибетской этнической религии. На ламаизм оказал значительное влияние тантризм. Главное в буддийской тантре мистика и магия. Специфика тантризма в медитации проявляется в глубокой интимности обряда, длительном личном контакте учителя (лама) с посвящаемым. В буддийской тантре введена в практику мандала - графическая диаграмма Вселенной с множеством вариантов и модификаций. В ее основе «Колесо времени» (Калачакра) с 60-летним звериным циклом летосчисления, символизирующим бытие человеке в сансаре. Основы ламаизма заложены Цзонхавой (XIV-XV вв.), который синтезировал наследие своих предшественников. Все буддийские тексты впоследствии собраны в 108-томное собрание Ганджур, включающее тибетские переводы трактатов хинаяны, махаяны, ваджраяны и других школ. Комментарий к Ганджуре - Данджур - еще обширнее, состоит аз 225 томов. Ламаизм заместил отодвинутую нирвану космологией. В строго упорядоченной системе вершиной является будда будд Адибудда, владыка всех миров и творец сущего. Люди делятся на разряды, пятый (высший) приближает к состоянию бодисатвы. Лишь немногим уготована нирвана, для большинства главное - возродиться человеком, лучше в стране ламаизма. Избавившись от незнания и вступив с помощью учителя-ламы на путь познания, ламаист совершенствует свою карму с перспективой очередного возрождения на одном из многочисленных небес вместе с божествами и святыми. Легендарная страна Шамбала воспринимается как мир грядущего. Ламаизм предусматривает строгую этику. Каждый последователь должен стремиться избегать грехов тела, слова, мысли и следовать добродетелям. Путь к состоянию бодисатвы нелегок, в качестве главного условия его прохождения выступают жестко определенные нормы поведения. Для большинства это недосягаемый идеал, на который следует ориентироваться. Видимо поэтому в ламаизме наибольшее внимание уделяется мистике и магии, позволяющим достигать целей более просто и быстро. Магия слова переплелась с магией ритуального действия. Широкое распространение получили молитвенные барабаны с множеством записанных на бумажках заклинаний и молитв. Разовый оборот барабана-цилиндра приравнивается к разовому зачтению всех священных текстов, помещенных внутри. Эту же цель достигает постоянное повторение молитвы-заклинания ламаизма. Достойное место в религии занимает магия чисел и цифр. Ламаистское богослужение сопровождается музыкой и пением. Большую роль играет колокольчик, звон которого извещает о переходе к очередной фазе богослужения. Наряду с ним используются как музыкальные инструменты морские раковины и трубы. Практикуется хоровое пение. В жертву богам приносят во время богослужения рис и балин - специальные хлебы. Существует в ламаизме и ритуал, напоминающий причащение в христианстве: присутствующим раздают по глотку освященного вина и по три хлебные пилюли - символ приобщения к благодати богов. В ламаистском культе ведущую роль играют ламы. Чаще всего во время богослужения верующие даже не допускаются в храм. Важнейшую роль в становлении ламаистского культа сыграл добуддийский культ обо. Древние объекты религиозного поклонения - божества какого-нибудь природного феномена - были распространены в конфессиях монголов и тюрок. Скопления приносимых им жертв в виде кусков ткани или (чаще всего) камней стали именоваться обо. Ламаизация культа приводила к появлению двухслойных обо: буддийское культовое сооружение на древней куче камней. Такие синкретические святилища распространены в странах ламаизма. В семейном быту ламаистов большое значение имеет культ докшитов - богов-охранителей. В их числе и онгоны - демоны доламаистского пантеона. Наряду с личным и семейным культом в ламаизме существует общественный (публичный) культ, отправляемый в дацанах и храмах. В монастырях три раза в день происходят малые хуралы-богослужения. Кроме того, по отдельным поводам проводятся большие хуралы. Великими и по придаваемому им значению, и по продолжительности являются хуралы в честь докшитов. Наиболее пышным централизованным дацанским обрядом в ламаизме является цам. Цель этого действия состоит в очищении данной местности от злых демонов. Обряд выступает в форме театрализованного представления, в котором изображается борьба между охранителями - докшитами и врагами религии, злыми духами. Костюмы и маски, символизирующие побежденных врагов, сжигаются по окончании обряда. Количество лам, проживающих в тибетских монастырях, исчислялась в начале XX века сотнями тысяч. Почти каждая семья посвящала одного из сыновей духовному служению. Новопосвященный проходит три ступени иерархии до обретения статуса ламы кроме этого существует около тридцати наименований ученых степеней лам и множество специализаций. Ламы выступали в роли советчиков по всем вопросам жизнедеятельности верующего и потому играли ведущую роль в общественно-политической жизни Тибета. Возглавляли ламаистскую иерархию Далай-лама и Панчен-лама. Далай-лама, кис и Папа Римский, возглавляет не только религиозный, но и государственно-политический, и экономический институты. Ламаизм содействовал формированию этноконфессиональной общности тибетцев. На протяжении XIX века продолжалась борьба между Китаем, Англией и Россией за овладение Тибетом. В 1900 году тринадцатый Далай-лама прислал делегацию к русскому царю в противовес английскому давлению. Во время русско-японской войны Англия захватила Лхасу, из которой Далай-лама своевременно скрылся в Монголии. Три государства договорились о невмешательстве во внутренние дела Тибета, но уже в 1910 году Китай вторгся в Тибет, его войска заняли Лхасу. После революции 1911 года в Китае, войска ушли из Тибета. Тибет, на протяжении нескольких последних столетий включенный в состав Китая, длительное время сохранял свою этнорелигиозную и политическую автономию. После образования КНР четырнадцатый Далай-лама с группой лам и мирян (до ста тысяч) покинул Тибет и обосновался в пригималайских районах Индии. Культурная революция 1966-1976 годов в КНР сильно затронула ценности ламаизма, но он продолжает играть существенную роль в современном Тибете.
Индуизм в буддизме Индуизм - религия индусов, а по мнению некоторых исследователей ,система из нескольких исторических религий народов, проживающих в Индии. До 83% населения страны являются последователями индуизма. Индуизму свыше трех тысяч лет. Самый древний период индуизма - ведическая религия. Религиозные представления зафиксированы в Ведах, одном из древнейших религиозных памятников письменной культуры человечества. Веды почитаются во всех последующих формах индуизма. Для вероучения индуизма характерны учение о перерождении души в мире (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма). В социальной системе древней Индии каждый индивид вел себя в соответствии с нормами данной касты. Нарушение норм грозило не только прижизненным наказанием вплоть до изгнания из касты, но и последующим рождением в более низкой касте или в образе животного. Индуизм сохраняет в своей системе местные древние культы, что увеличивает его возможности воздействия на различные этнические группы Индии. Сложной культовой практикой конфессии фактически ритуализирована вся жизнь индивида и группы. В индуизме есть образ Тримурти - космического духовного начала, имеющего три ипостаси: Вишну, Шиву, Брахму. В двух основных направлениях индуизма (шиваизм и вишнуизм) наиболее почитаемым божеством являются Шива или Вишну. Главная функция Шивы состоит в использовании накопленной энергии на разрушение и воссоздание мира. Ужасному образу Шивы соответствует образ его супруги (ипостаси) Кали, управляющей демонами, насылающими несчастья. Бог Вишну выступает хранителем мирового порядка, является в мир в различных воплощениях (аватарах). Наиболее почитаемые аватары - царь Рама и бог Кришна. Привлекательность бога-заступника Кришны обусловила распространение кришнаизма в Индии и за ее пределами. Брахма, третья ипостась Тримурти, воспринимается первопричиной мира без заметной роли в культе индуизма. К специфике индуизма относят пересечение религиозного и философского. Своеобразны пространственно-временные характеристики Вселенной: единица космического времени - «день Брахмы» - равен 4320 млн. астрономических лет. Центральное место философской концепции индуизма занимает доктрина о переселении душ (сансара) в соответствии с заслугами и поступками в предшествующих рождениях (карма). Целью культа является связь с объектами, снимающая противопоставление индивидуальной души (атман) мировой (Брахман). В высокоразвитом сознании индивида противопоставление Пракрита (природы) Пуруше (духовному образу Вселенной) тоже должно исчезнуть. Согласно религиозно-философским представлениям настоящее лишь условие последующих перерождений, важно следовать детальной регламентации поведения каждого индивида и группы (касты). В XIX - XX веках предпринимается попытка реформирования индуизма в контексте переосмысления места индийской культуры в общечеловеческой и борьбы за национальную независимость. Индийские мыслители стремятся преодолеть идолопоклонство, политеизм, избавиться от кастовой системы, неравноправия женщин, утвердить здравый смысл в отношении к обычаям и традициям. Наиболее успешно проводили новое в связи с традицией Рамакришна, Парамахамса (1836-1886 гг.) и его ученик Свами Вивекананда (1863 – 1902 гг.), возглавивший неоиндуистскую организацию «Миссия Рамахришны». Отстаивая мысль об истинности и непротиворечивости всех религий. Вивекананда утверждал приоритет индийской культуры (и индуизма) в духовно-нравственном совершенствовании человека и признавал первенство Европы в покорении внешней природы. «Миссия Рамакришны» как всемирная организация (с 1897 г.) распространяет идеи неоиндуизма во многих странах мира, а индуизм в Индии продолжает играть значительную роль как господствующая по количеству последователей религия, объединяющая религиозную и этническую общности в этноконфессиональную. Во второй половине XX века обострилось противостояние индуистской и мусульманской общин (мусульмане составляют 11% населения страны).
Вероучения и обряды – основа буддистской культуры Своеобразие культуры буддизма состоит в церемониальном исполнении буддистских праздников, обычаев и обрядов. Цагалган (цагансара, т.е. – белый месяц) – один из почитаемых праздников ламаизма. Он посвящается началу нового года, согласно старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводятся несколько обрядов, посвящённых «Двенадцати чудесам Будды». Большинство этих обрядов связаны с ожиданием появления Лхамо - главной помощницы владыки ада Эрликхана. Ламами (буддийскими священниками) в присутствии верующих торжественно разрубается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнажённого человека (линга), олицетворяющая врагов веры. Ламы сооружают из дерева, бумаги и теста некое подобие увенчанного черепом огромного наконечника стрелы (дугжуба или сор) и под пение молитв бросают его в подожженный соломенный шалаш, что, согласно вере, должно привести к уничтожению врагов веры. Круговращение Майдари или Майдри-хурал - самый пышный из праздников ламоизма. Обычно он протекает при большом скоплении верующих; проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю и установление им счастливой и радостной жизни. Праздник проводится в летние месяцы, в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня торжественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. В центре процессии находится колесница с позолоченным крупным изображением Майдари, священными книгами, курительными свечами, кадильницами и т. п. Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра с голосами огромных труб (ухыр-бурэ). Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы - к колеснице верующих приближаться нельзя. Каждый из верующих оставляет в дацане какое-нибудь приношение - деньги, одежду, продукты, которые вечером будут разделены между монахами. В буддизме до нынешних времён осталась вера в талисманы. Бу (талисман) носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний - для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу - маленькая статуэтка Будды или часть одежды «живого бога», которая носится на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья. Один из распространённых обрядов в буддизме является Дзул-хурал – «святильный обряд», совершаемый поздней осенью. Он сочетает в себе буддийское учение о перерождении с первобытным культом животных и культом предков. Дацанские храмы освещаются снаружи и изнутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются за случаи плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильная работа животных - тяжкие грехи, вызывающие дурное перерождение. В каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Найдани-хурал - обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью. Вывешивая изображения найданов, ламы рассказывают верующим, что найданы были когда-то мирскими людьми, но, уйдя в отшельничество, заслужили спасение. Обряд Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям. Обо - обряд, совершаемый обычно летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов – «хозяев местности». На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки (хадаки). Особенно усиленно молятся во время обо в засуху, так как, по уверению лам, дождь посылается «хозяевами местности». Во время проведения обо нередко забивают скот. Буддисты иногда соблюдают близкий к обо обряда - обряд усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу – «хозяину воды». Для увеличения улова рыбы на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой. В буддизме также почитается поклонение святым местам. В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются священные места, к которым верующие совершают паломничества. Особенно славится гора Аршан в Бурятии и Алханай в Читинской области. Принято считать, что магическую целебную помощь оказывают источники (аршаны), а также скалы и камни необычной формы. Часто у святых мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и других недугов. В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним – это семейный алтарь. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие, писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные священные предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Молитвы, обращенные к бодхисатвам (или бодхисаттва - букв, «существо, стремящееся к просветлению». В буддийской религии - человек (или какое-либо другое существо), который принял решение стать буддой. Принятие такого решения связано со стремлением выйти из бесконечности перерождений и спасти все живые существа от страданий. Кроме молитв, верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. С помощью специальных четок желающие могли вести счет произнесенным молитвам и заклинаниям. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали идущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его благочестии. Наряду с этим ламаизм использовал убыстрение молитвы. В так называемые хурдэ (полые, обычно металлические, цилиндры) закладываются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров: диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дно цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов. Любое событие в жизни верующего буддиста заставляет его обращаться за советом к ламе - зурхачину, т. е. гадателю-астрологу. Отсюда и популярны обряды гадания - гурумы и абаралы. Зурхачин указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести, чтобы успешно перекочевать на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника. В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо). Когда установлена причина болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин или гурумчин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд — гурум или абарал. Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и других несчастьях. Одним из популярных гурумов является аминзолик, дорогостоящий обряд гадания, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем путем заклинаний загонял туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум требовал сооружения на специальном столике из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать помощь. Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума «ухедэл дараха» ламы ловят чертей и могут даже победить смерть. Многие буддийские обряды связаны с представлением о том, что счастье — нечто полуматериальное, могущее быть приданным или отторгнутым от данного дома. Для удержания счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока и т. д.) верующие оставляют в доме частицу удаляемого - клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол. Своеобразны у буддистов и похоронные обряды. К умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия – зурдайн - судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом. После смерти человека лама смазывает макушку покойника особой мазью (пузей), которая дает душе возможность выйти через смазанное место, облегчает душе дорогу для нового перерождения. Родственники умеряющего заранее узнают у зурхачина, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы следует отслужить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. После похорон проводятся очистительные обряды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы «обеспечить» умершему хорошее перерождение. Далее читайте:Николай Дик (авторская страница). Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Католические монашеские ордена (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Православные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |