Петр Дик |
|
2000 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр ДикОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯУчебник 1. ПРЕДМЕТ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯОпределенная позиция по отношению к религии в разных формах содержится уже в древних теоретических построениях. Философия всегда проявляла острый интерес к религии, проблемам ее сущности, роли в жизни индивида и группы людей. Это обусловлено поначалу генетической связью философии с религией, а затем их сосуществованием (с появления философии как самостоятельной специфической формы сознания и культуры). Религиоведение как относительно самостоятельная комплексная отрасль знания складывается с начала XIX века. Оно формируется на основе философии, социологии, психологии, культурологии, языкознания, истории, этнологии, филологии, других отраслей знания. Комплексный характер религиоведения обусловлен сложностью и многоплановостью религии, ее форм и проявлений. Основополагающим в нем является философский аспект, что вызвано необходимостью целостного (сущностного) подхода к одному из самых древних, распространенных и сложных явлений культуры. Опираясь на данные частных отраслей знания, попутно изучающих отдельные стороны конкретных религий, религиоведение оказывает им помощь анализом религии в целом. На языке философии это означает, что религиоведение, являясь философской наукой, выполняет методологическую и мировоззренческую функции по отношению к гуманитарным наукам в части изучения конкретных религий. В свою очередь, религиоведение обращается к философии при уточнении собственных оснований. Итак, религиоведение (или философское религиоведение) – самостоятельная отрасль знания, предметом которого являются закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее структура, многообразные исторические типы (формы), взаимодействие религии с другими явлениями общества и культуры. Множество философских школ и направлений, взаимодействие философии и общего гуманитарного, в том числе культурологического знания, социокультурные потребности конкретных групп людей определили разнообразие подходов к религии и религиоведению. Сложились различные типы, а на их основе национальные и социальные школы религиоведения. Существует теологическое (богословское) религиоведение, именуемое теологией (богословием), и нерелигиозное или светское религиоведение. В структуре светского религиоведения традиционно сильны философия религии, социология религии, психология религии, история религии. В советском религиоведении первые три объединялись в теоретическое религиоведение, а история религии составляла историческое религиоведение.1 Религиоведение, в свою очередь, являлось частью и аспектом истории и теории атеизма. В так называемой буржуазной теории религиоведение традиционно среди ведущих дисциплин. Здесь в структуре религиоведения солидное место занимает теология, а в светском религиоведении, наряду с традиционными направлениями, растет влияние феноменологии религии.2 В данной книге учтены традиции светского отечественного и зарубежного религиоведения.3 Традиционные проблемы философии и религии, в том числе методологические проблемы социологии и психологии религии объединены и представлены в первом и частично в третьем разделах. Второй раздел посвящен типам религии в ее исторической динамике. В третьем разделе выявляется место религии в культуре с позиций культурологического подхода. Альтернативный богословскому и атеистическому, культурологический подход к анализу религии с исключением феноменологии религии обусловлен несколькими обстоятельствами. Во-первых, он позволяет рассматривать с позиций гуманизма религиозную и светскую культуры как стороны диалектического противоречия. Во-вторых, достигнутый уровень феноменологии религии (современная теория Запада) по содержанию может быть истолкован как аксиология религии – составная часть культурологического подхода. В-третьих, переосмысление некоторых положений теории свободомыслия – значительного достижения советского научного атеизма – превращает ее в солидный вклад отечественной мысли ХХ века в дело разработки современной теории культуры и моделирования будущего планетарной цивилизации. Таким образом, проблематика трех разделов учебника и уровень анализа являются философскими. Выделение этнокультурного аспекта (аспект – точка зрения, сторона рассматриваемого явления) обусловлено рядом соображений теоретико-методологического характера. Они исходят из признанного в философии положения об этнической культуре как процессе и результате жизнедеятельности самой устойчивой, динамичной и сложной социальной подсистемой – этнической общности, или, другими словами, социокультурного творчества народа (этноса) как реального субъекта и объекта исторического процесса. В светском религиоведении как философской отрасли знаний сосуществуют понятия и термины философии, философских наук (теории культуры, диалектической логики, этики, эстетики) общих и частных гуманитарных наук, теологии и собственно религиоведческие. В системе понятий, категорий религиоведения они обретают свое место и значение, отличное от контекста теологии, философии и гуманитарных наук. Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использовало различные методы познания – философские, культурологические, общенаучные. Сосуществуя в религиоведении они превратились (или превращаются) в специфические подходы и принципы религиоведения. Каузальный подход изучает причинно-следственные отношения явлений религии и взаимодействующих с ней феноменов. Принцип историзма, исходя из единства исторического и логического, позволяет понимать религию как развивающееся явление. Типологический метод, представляя возможность деления и классификации изучаемых явлений по определенным признакам или основаниям, дает возможность познавать религию с помощью идеальных и конкретно-исторических типов. Системный и структурно-функциональный подходы позволяют изучать религию как динамичную систему или подсистему общества, культуры, понимать ее структуру и особенности функционирования. Культурологический подход дает возможность рассматривать религию в качестве фундаментального артефакта духовной культуры, взаимодействующего с другими, и создавать модели взаимодействия религиозной и светской культуры согласно логике парадигмы. Изучение курса религиоведения вносит свой вклад в гуманитаризацию и гуманизацию образования. Курс содействует получению светского общеобразовательного стандарта знаний в сфере религии и на его основе – совершенствованию профессиональной подготовки студентов гуманитарных специльностей вузов. Религиоведение приглашает к рассмотрению мировоззренческих вопросов в специфическом аспекте и помогает приобретать навыки мировоззренческого диалога, оптимального межкультурного общения в полиэтническом социуме. Религиоведение содействует пониманию свободы совести в системе прав, свобод и обязанностей гражданина, человека, личности, а также ее реализации как личной свободы, способствует формированию, развитию правовой и политической культуры. Трудно переоценить значение курса в понимании гуманизма, духовности, в обеспечении межнационального единства и гражданского согласия представителей разных религий, религиозного и светского мировоззрений. Усвоение содержания религиоведения подсказывает варианты разрешения глобальных проблем человечества, способы события цивилизации и личности.
ЛИТЕРАТУРАГараджа В.И. Социология религии. Учеб. пособие. М., 1996. С.6-28. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл.1. Основы религиоведения: Учеб. Под ред. И.Н.Яблокова. 2-е изд. М., 1998. С.5-13. Туфан З. Религия в системе духовной культуры. Учеб. пособие. Алматы, 1999. Гл.1. Угринович Д.Н. Введение в религиоведение. 2-е изд. М., 1985. Введение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯЧто является предметом религиоведения? В каких вариантах существует религиоведение? Какова структура светского религиоведения? Какие методы используются в религиоведении? В чем состоит мировоззренческое значение учебного курса религиоведения? Примечания 1 См.Угринович Д.М. Введение в религиоведение. Изд.2-е. М., 1985. С.3. 2 См. Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. М., 1989. С.3,18-19. 3 Гараджа В.И. Социология религии. Учеб.пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996; Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Т.1-2. – М.: Мысль, 1975 –1977; Гордиенко Н.С. Основы религиоведения.- С-Пб, 1994; Кимелев Ю.А. Современная западная философия религии. – М., 1989; Митрохин Л.Н. Философия религии. – М.,1993; Основы религиоведения: Учеб./ Под ред.И.Н.Яблокова. 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1998; Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И.Гараджа, Е.Д.Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996; Самыгин С.И., Нечипуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Яблоков И.Н.Основы теоретического религиоведения. – М.: Космополис, 1994 и др. Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000. Далее читайте:Петр Дик (авторская страница). Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Католические монашеские ордена (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Православные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. Учебное пособие.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |