Петр Дик |
|
2000 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр ДикОСНОВЫ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯУчебник РАЗДЕЛ IIТИПЫ РЕЛИГИЙ7. ХРИСТИАНСТВОЗнакомство с мировыми религиями предлагается начать с самой распространенной – христианства. Термином «мировые религии» исследователи подчеркивают такие особенности типа религии, как стремление подняться над этническим, распространение среди многих народов на разных континентах. Для понимания специфики этнокультурного анализа мировых религий имеют особое значение следующие положения. 1. Все мировые религии возникли в определенной этнокультурной среде на основе верований народа или группы народов. 2. Феномен распространения среди других этносов и превращения в мировую религию связан с духовным кризисом и социально-политическими потрясениями, сопровождающими возникновение, серьезный кризис или распад полиэтнического государства. 3. Усвоение новой религии другими этносами осуществлялось, как правило, благодаря поддержке правящей элиты или сильной оппозиции. 4. Врастая в новую этнокультурную общность, мировая религия дополнялась местными особенностями и превращалась в очередную более или менее самостоятельную этноконфеесиональную разновидность (субкультура) теоретически единой религии. Таким образом, мировая религия есть система близких по культуре этноконфессиональных подсистем (субкультур). В этом смысле правомерно выделение христианского, исламского (мусульманского) и буддийского культурных ареалов. Вторая после буддизма по времени возникновения мировая религия – христианство. Его история – составная история культуры народов Европы, а также Америки последних столетий. Современное христианство включает ряд крупных вероисповеданий и множество небольших конфессий. Христианство стало первым объектом светского исследования мировой религии и к настоящему времени изучено в большей степени, чем ислам и буддизм. По этой причине многие общие термины и понятия современного светского религиоведения вышли из христианской теологии. Возникновение христианства относят к первому веку нашей эры и связывают с деятельностью полиэтнического населения Палестины, входившей в состав Римской империи. В среде евреев Палестины того времени пользуется популярностью идея скорого прихода спасителя – мессии, который станет «царем иудейским» и спасет народ от Рима. Среди многих религиозных течений протохристианского типа наиболее известна община ессеев; в 1947 году в пустыне Кумран (район Мертвого моря) были найдены свитки (тексты) общины, которые свидетельствуют о близости вероучения и организации ессеев раннему христианству. Ессеи подчеркивали свою оппозиционность жречеству иудаизма. В общинах провозглашалось равенство членов, существовала общность имущества, вся жизнедеятельность верующих была посвящена труду самообслуживания, изучению текстов, совершению культовой обрядности. Процессы, происходившие в Палестине, были близкими социальной и духовной жизни в других частях Римской империи, оказывавшей огромное политическое и культурное влияние на народы Европы, не входившие в состав подданных императора. Среди них кельты, германцы, славяне, народы Кавказа. Ранее замкнутые этнические культуры, в том числе религии, теряли статус абсолютных на этнической территории, но обретали известность на огромных пространствах, контролируемых империей. Как доступная и реально возможная активная форма социального и духовного протеста против бесчеловечного в порядках империи, христианство быстро превращается в мощное течение. В этот период конфессия обращается не к эллину или иудею, а к обездоленному человеку, грешнику на языке религии. Христианство усвоило, переосмыслило и включило в свое вероисповедание догматы, элементы культа иудаизма, митраизма, других религий, а также идеи философских школ Средиземноморья. Все это превращало новую религию в самостоятельное мощное явление культуры, способное возвыситься над всеми этноцентрическими культурами и слиться с каждой в отдельности. Исследователи считают, что особенно заметное влияние на основы христианского вероучения оказали иудаизм, неоплатонизм Филона Александрийского и нравственное учение римского стоика Сенеки. Из иудаизма приняты идеи монотеизма, мессианства, эсхатологии, хилиазма и текст священных книг, известный в христианстве как Ветхий (старый) завет Библии. Учение Филона о Сущем как первоначале мира, о Логосе (священное слово, позволяющее созерцать Сущее), о прирожденной греховности людей, о покаянии, - послужило одной из предпосылок для формирования духовных начал христианства. Главным для человека Луций Сенека считал достижение свободы духа посредством осознания божественной необходимости. Только следования судьбе порождает стойкость духа, нравственные ценности. Сенека признавал человеческую природу единой, учил каждого заботиться о других независимо от социального положения, пропагандировал скромность и умеренность в повседневной жизни. Основателем христианства принято считать Иисуса Христа. В споре о его личности в светском религиоведении сформировались мифологическая и историческая школа. Первая считает, что наука не располагает достоверным данными об Иисусе Христе как исторической личности; вторая признает данные достоверными, подтверждающими, что Иисус Христос – реальный проповедник религии. Тексты, найденные в Кумране, склоняют современных религиоведов к точке зрения исторической школы. Проблема основателя религии в христианском богословии сформулирована в одном из ведущих догматов: Иисус Христос есть мессия и Сын Божий. Библия – (греч. – книги) – свод книг, составляющих Священное писание христиан, а в своей первой части ( Ветхий завет) – и последователей иудаизма. Ветхий завет занимает приблизительно три четверти объема, Новый завет – одну четверть. Католическая, православная и протестантская традиции признают каноническими (священными) разное количество книг Ветхого завета. Первые пять книг составляют Пятикнижие Моисеево. Остальные тридцать с лишним книг делятся богословами на исторические и писания. К последним относят философско-мировоззренческие трактаты, сборник культовых песен (Псалтирь), лирико-эротическую поэму («Песнь Песней») и другие. В разделе исторических есть и пророческие книги. Новый завет состоит из 27 канонических книг, расположенных в общем для всех христиан порядке: сначала четыре евангелия (благая весть), затем книга Деяний апостольских, 21 книга Посланий апостольских и, завершающая, Откровение Иоанна Богослова или Апокалипсис (наиболее известная пророческая книга Библии). Первоначальный текст Ветхого завета был написан на древнееврейском и арамейском языках; текст Нового завета – на древнегреческом. В конце IV века Библия переведена на латынь, в IX веке появился славянский текст, выполненный Кириллом и Мефодием. В XIX веке развернуто издание Библии на всех языках, в настоящее время она переведена практически на все языки мира. В отличие от Корана, признаваемого священным только на арабском языке, все богословские переводы Библии на этнических языках признаются равноценными. Библия, по данным христианских источников, является самой издаваемой книгой на планете. С развитием и распространением христианства формируются догматика, культ, иерархия служителей культа, возникают различные течения, институт монашества. Императорская власть и лидеры первоначального христианства через конфликты и периоды взаимного неприятия приходят к союзу. В 325 году император Константин обеспечивает свободу христианству и равноправие с другими религиями, в 391 году император Феодосий эдиктом запрещает нехристианские культы, в 529 году распоряжением императора Юстиниана закрыт центр распространения нехристианской философской науки – Афинская школа, уничтожен последний нехристианский храм – святилище Аполлона. Во II-III веках формируются богословские школы, начинают оформляться вероучение, основные догматы христианства. На I Вселенском Никейском соборе христианских церквей (325 год) был принят догмат о триединстве Бога, а на II соборе (Константинополь, 381 год) окончательно утвержден догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Иные варианты были отклонены и преданы проклятию как ереси (ариане, антитринитарии и другие). На Никейском соборе был принят Символ Веры. На IV – Халкидонском (451 год) – Вселенском соборе был принят догмат боговоплощения: Христос должен рассматриваться и как истинный Бог, и как истинный человек. Монофизиты ( одноестественники), признававшие только божественную природу, были изгнаны. В VI веке было принято решение изображать Христа в человеческом облике, а не в виде агнца; в VIII веке признано необходимостью изображать священные лица и события и поклоняться им. С конца V века в течение нескольких столетий складывались таинства, сначала крещение, затем евхаристия (причащение), миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, священство. Развитие догматики и культа сопровождалось оформлением христианской организации. Противоречие центростремительных и центробежных тенденций в церкви, в государстве привело к децентрализации христианства, образованию автокефальных (самостоятельных) церквей. От Антиохийской отделились Кипрская и Грузинская церкви. Итогом противоречий в догматике стало появление нехалкидонских или монофизитских церквей: Армянская, Коптская, Малабарская, Эфиопская, Иаковитская, Абиссинская. В XI веке (1054 год) произошло крупное разделение христианства на православие (восточное христианство) и католицизм (западное христианство). Раскол назревал в течение столетий бытия распадающейся Римской империи.
Православие В настоящее время православие представлено 15 общепризнанными автокефальными церквами: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Румынская, Чехословацская, Американская. В административном отношении они подразделяются на экзархаты, епархии, викариатства, благочиния, приходы. Общими для всех церквей являются вероучение и культ. По количеству последователей на первом месте находится Русская православная церковь. Православие считается государственной религией Киевской Руси с 988 года. До конца XV века РПЦ находилась в юрисдикции Константинопольского патриархата, в 1590 году собор в Константинополе признал партиаршество автокефальной Русской православной церкви и утвердил за патриархом Московским и всея Руси пятое место в иерархии предстоятелей автокефальных православных церквей (после Константинопольского, Александрийского, Антиохийского, Иерусалимского патриархатов). Как и другие православные церкви, РПЦ находилось в зависимости от государства и пользовалось его поддержкой. В XVI веке такое соотношение церкви и власти было официально утверждено церковью. Дальнейшее укрепление церковной организации реформами патриарха Никона (XVII век) вызвало протест и стало поводом к образованию раскола с выделением сторонников традиции – старообрядцев. В результате возникло два течения церкви старообрядцев: поповское (с признанием священников) и беспоповское. Движение раскольников, направленное против нововведений, одобренных царской властью, приобрело форму социально-духовного протеста. Поэтому раскольническое движение подавлялось официальной церковью и мощью государства. В XVIII веке образовались новые течения или секты православия, среди которых наиболее известны «духовные христиане» - молокане и духоборы. «Духовные христиане» отрицали церковную иерархию, монашество, иконы, институт святых и утверждали авторитет общины и личной веры. Молокане, духоборы и другие религиозные оппозиционеры ссылались правительством на окраины, преимущественно в Закавказье. Указами Петра I ликвидировано патриаршество и учрежден Синод во главе с назначаемым царем обер-прокурором. Православная церковь стала частью государства, на нее возлагаются некоторые государственные функции, она пользуется поддержкой царского правительства. В XVIII-XIX веках развиваются институты духовного образования, монашества, православного миссионерства. Миссии православной церкви действовали и на территории современного Казахстана. В августе 1917 года восстановлено патриаршество. Взаимоотношения РПЦ и советского государства были сложными: периоды подавления церковной активности сменялись терпимостью к церкви и даже небольшими привилегиями по сравнению с другими религиозными организациями в СССР. Со времени празднования тысячелетия крещения Руси (1988 год) роль церкви в общественной жизни резко возрастает. После распада СССР РПЦ попала в новые для нее условия: каноническая территория церкви оказалась в составе нескольких суверенных государств, активизировалсь миссионерская деятельность других религиозных организаций, в том числе из дальнего зарубежья. В вероучении и культе Русская православная церковь стремится сохранить верность раннему христианству. Иерархи церкви считают заслугой такую особенность, как сохранение вероучения и культа в том виде, в каком они сложились за времена первых семи Вселенских соборов (325-787). Православное вероучение содержит такие догматы, как троичность Бога (тринитаризм), боговоплощение, искупление, о происхождении, назначении и конце мира, о человеке и его греховной природе, о божьей благодати. Обряды и символы составляют содержание культа. Православный должен молиться, участвовать в богослужениях, совершать крестное знамение и прочее. Одним из важнейших элементов православного культа являются многочисленные праздники: двунадесятые, великие, церковные и юбилейные даты. Значительное место занимают многодневные (великий, рождественский, Петров и успенский) и однодневные посты.
Католицизм По количеству последователей католицизм является самым крупным направлением в христианстве. История католицизма тесно связана с историей Западной, Южной и Центральной Европы на протяжении почти двадцати столетий. В XVI-XVIII веках вместе с испанской, португальской и французской экспансией католицизм распространил свое влияние на Америку, регионы Азии и Африки. В отличие от православия, власть римских пап в средневековой Европе была выше светской. В эпоху позднего средневековья католицизм инициировал крестовые походы на Ближний Восток по лозунгом освобождения «Гроба Господня» и «Святой Земли» от власти ислама, в Прибалтику, а также в пределах Западной Европы для искоренения ереси. Возрождение и Реформация (XVI век) ослабили позиции католицизма в социально-политической и духовной жизни народов Европы. Богатый опыт реагирования на реформацию и секуляризацию помог конфессии сохранить почетное место в динамичном мире XIX – XX веков. Основой вероучения признается Священное Писание (Библия) и Священное Предание (постановления соборов и суждения римских пап). Главные догматические отличия католицизма от православия состоят в догмате исхождения Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына («филиокве» – «и сына»); «сверхдолжных заслугах» Христа, Богоматери и святых перед Богом, которые церковь (папа) может перераспределять между католиками; учении о чистилище – промежуточном месте, где суровыми испытаниями очищаются души грешников; возвышенном почитании Богородицы – Девы Марии, включающем догмат о ее телесном вознесении; непогрешимости пап в делах веры. В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых). В отличие от православного деления клира на белое и черное (монашествующее) духовенство, в католицизме установлен целибат – обязательное безбрачие всего духовенства. Католицизм сохранил те же семь таинств с некоторыми особенностями исполнения, например, при крещении проводится обливание, а не погружение в воду, миропомазание (конфирмация) осуществляется над детьми в возрасте 7-12 лет и прочие. В спасении людей вероучение особую роль отводит церкви как посреднику в восстановлении утраченной способности достигнуть вечную жизнь. Центром культа является храм – специальное архитектурное сооружение с живописными, скульптурными произведениями и музыкальным сопровождением богослужения с помощью органа. Главой католической церкви, наместником Бога на земле, верховным правителем теократического государства Ватикан является Папа Римский. Папа избирается пожизненно из числа кардиналов. С 1978 года папой является Иоанн-Павел II (бывший польский кардинал Кароль Войтыла). Посредством римской курии Папа руководит церковными и мирскими организациями католицизма. Особенностью католической церкви является организованное монашество. Первым в Западной Европе был орден бенедиктинцев (IV век). В крестовых походах участвовали духовно-рыцарские ордена (госпитальеры, тамплиеры, тевтоны и другие). В настоящее время насчитывается около 140 орденов. Современные монашеские объединения специализируются в миссионерстве и благотворительности. Создаются объединения священников и мирян. Самым многочисленным и могущественным является «Божье дело» (с 1928 года) с отделениями в 87 странах. Католическая церковь относительно гибко реагирует на изменения в мире. В современном католицизме сосуществуют радикальные и умеренные модернистские и консервативные течения. Обновленческое движение (аджорнаменто) ориентировано на приближение к конкретным местным условиям бытия католицизма. Так, II Ватиканский собор (1962-1965) допустил включение в богослужение этническую культуру (местные обычаи, национальные язык и музыку). Духовенство, руководство орденов и светских католических организаций успешно обновляют формы пробуждения интереса к конфессии всех слоев населения, в первую очередь молодежи. Современный католицизм активно разрабатывает социально-политические, экономические и этические концепции, совокупность которых в религиоведческой литературе иногда называют социальной доктриной (учением). В пастырской конституции «Радость и надежда» (II Ватиканский собор) заявляется, что церковь не связывает себя с определенными формами политических, экономических, социальных систем. Концепции Ватикана базируются на критике современной цивилизации, основанием которой является светская гуманистическая культура. Источник кризиса видится в ложном понимании сущности человека вне Бога. Отсюда прогнозируется угроза гибели всего человечества. Осуждается потребительство, подчеркивается опасность современных технологий для окружающей среды; им противопоставляется религиозная духовность в католическом варианте. Отказавшись от вмешательства в социально-политическую и экономическую сферы, церковь активизировала миссионерскую деятельность евангелизацией всего мира. В нетрадиционной теологии католицизма анализируются актуальные проблемы («божьи вещи»). После II Ватиканского собора появились различные «теологии»: труда, культуры, свободного времени, мира, политики, освобождения и другие. Ватикан осуждает радикальную «теологию освобождения» и поддерживает «теологию мира» и «теологию труда». Трудовая деятельность рассматривается преимущественно в этическом аспекте как соучастие человека в творчестве Бога. В социально-экономической сфере Ватикан признает отчуждение, порождаемое как современной рыночной экономикой, так и плановой экономикой социализма. Обе цивилизованные системы в разной степени игнорируют личность труженика: в первой ценится лишь процесс производства, во второй индивид лишь совокупность общественных отношений. Исходя из приоритета личности перед миром вещей, католицизм последовательно критикует «дикий» капитализм, который, по мнению ведущих теологов, снимая нравственно-религиозный контроль сводит труд и личность к товару. Среди основных направлений современного христианства католицизм выделяется активным воздействием на политическую жизнь.
Протестантизм Протестантизм как самостоятельное направление христианства возник в процессе Реформации (преобразование), которая в XV-XVI веках охватила ряд католических стран Европы. Профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320-1384) выступил с идеями приоритета Священного Писания над преданием, ограничения власти папы над английской церковью, усомнился в догмате о перераспределении добрых дел церковью. Идеи Д.Виклифа получили развитие во взглядах профессора Пражского университета Яна Гуса (1369-1415), сожженного на костре по приговору Констанцского собора. Еретические положения мыслителей были переосмыслены в движении английских лоллардов («бедные священники») и чешских гуситов (табориты). Около 15 лет гуситы успешно отражали крестовые походы. Поражение движения и отмена папой соглашения с гуситами по отправлению культа не остановили выступлений за преобразование церкви. В 1517 году профессор Виттенбергского университета немецкий богослов Мартин Лютер (1483-1546) выдвинул принципы реформирования догмата католицизма об отпущении грехов. Позднее Лютер отверг папскую власть, выдвинул требования подчинить национальную церковь светской власти и упростить обрядность. М.Лютер возглавил умеренное направление немецкой Реформации, Томас Мюнцер (1490-1525) вел радикальное крыло. Реформацию в Швейцарии возглавили Ульрих Цвингли (1484-1531), Жан Кальвин (1509-1564) и осуществили радикальное переустройство церкви. Происхождение термина «протестантизм» ведут от протеста группы немецких князей против отмены рейхстагом права решать вопрос о религии подданных. Протестантизм, в отличие от католицизма, никогда не был единым. Общим для всех протестантских конфессий является признание личных отношений человека и Бога, спасения души от извращенной грехопадением человеческой природы одной верой в искупительную жертву Христа и провозглашение Библии единственным источником вероучения. Всех протестантов объединяет отказ от авторитета и власти римского папы. Утвержден принцип всеобщего священства: каждый христианин крещением получает и посвящение, может читать и толковать Библию, активно участвовать во всех делах общины. Протестантизм отказался от поклонения Богородице и святым, почитания мощей, икон и других культовых предметов. Основу богослужения составляют проповедь, индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.
Лютеранство Лютеранство оформилось на севере современной Германии. В конфессии признается авторитет первых христианских соборов, сохраняется епископат, литургия, два таинства: крещение младенцев и причащение. Основная культовая литература переведена на немецкий язык (с непосредственным участием М.Лютера) еще в XVI веке, созданы свои книги вероучения. В лютеранском храме сохранены алтарь, распятие, облачение священника, богослужение ведется на национальном языке верующих.
Кальвинизм Кальвинизм и цвинглианство слились в швейцарской реформатской церкви. Число вероисповедных документов не ограничено, нет таинств и обязательного (как в лютеранстве) вероисповедания. Центральный элемент богослужения – проповедь. В кальвинизме большое значение придается принципу предопределения. Спасение дается не личной верой, а избранием к спасению. Внешним признаком избранности в конфессии могут рассматриваться хозяйственные успехи. Кальвинист служит Богу и несет ответственность перед ним за свою жизнь. Современные кальвинисты представлены реформатами, пресвитерианами и конгрегационалистами.
Англиканство Реформационное движение в Англии привело к возникновению англиканства. В Символе веры (1571) отразились компромиссы: сохраняются унаследованные от католицизма идея спасающей силы церкви, учение о церковной иерархии, но проводятся реформационные принципы лютеранства. Главой церкви является король. Англиканство – государственная религия Англии.
Квакеры Квакеры (с англ. «трястись») появились в Англии с XVII века. Основатель Джордж Фокс (1624-1691) утвердил основной принцип конфессии, согласно которому истина веры проявляется в озарении внутренним светом, «озарении Святым Духом». Признание «озарения» последовательно привело к отказу от обрядности и духовенства. Квакеры верят в возможность совершенствования духовной природы человека, поэтому в конфессии большое значение имеют моральные поучения.
Меннониты Меннониты получили название (1544) по имени голландского проповедника Менно Симонса (1492-1559). Учение меннонитов (1632) декларируют равенство всех членов общины, автономию общин, непротивление злу насилием вплоть до запрещения брать в руки оружие. Меннониты получили известность замкнутостью образа жизни, традиционализмом, абсолютизацией труда в системе ценностей и относительно высоким материальным уровнем жизни. В России меннониты разделились на церковных и братских. Братские меннониты близки баптизму.
Баптизм Баптизм основан английскими конгрегациалистами в Голландии. Первым баптистом считается Джон Смит (1554-1612). Крещение рассматривается как акт сознательного обращения к вере, закономерное следствие духовного возрождения. Принявшие водное крещение являются полноправными членами общины. С обрядом крещения взрослых погружением в воду связано название конфессии. Крещение и причащение признаются как символические обряды. Община выбирает пресвитера (руководитель), диаконов и проповедников. Право проповеди имеют все принявшие крещение. Баптизм отличается активным миссионерством. Видимо, по этой причине является одной из самых многочисленных конфессий протестантизма (свыше 70 млн. человек). В Северной Америке баптизм появляется в первой половине XVII века, самые крупные организации современных баптистов находятся в США. В 1905 году на первом конгрессе в Лондоне образован Всемирный союз баптистов. Во второй половине XIX века баптизм распространяется в Российской империи. В 1944 году баптисты объединяются с близкими по вероисповеданию евангельскими христианами. В составе союза были различные течения, в том числе радикалы, вошедшие в Совет церквей ЕХБ (1965). В настоящее время в СНГ существуют Союз ЕХБ, Совет церквей ЕХБ и автономные церкви.
Адвентизм В тридцатые годы XIX века в США из баптизма выделилась новая протестантская конфессия адвентистов (с лат. «пришествие»). Основатель проповедник Уильям Мюллер (1782-1849) вычислил и обнародовал адвентистскую дату второго пришествия Христа – март 1843 года. Его преемники ограничиваются постулатом, что с 1844 года Христос занят очищением неба, его второго пришествия на землю следует ожидать в любую минуту. Наиболее распространенным направлением адвентизма являются адвентисты седьмого дня (АСД). Они отрицают бессмертие души, учение об аде и рае. Ведущим авторитетом является Эллен Уайт (1827-1915). С ее именем связывают празднование субботы вместо воскресенья и «санитарную реформу». Санитарная реформа, призванная сохранить душу и тело к приходу Христа, рекомендует образ жизни, соответствующий природе, вводит некоторые запреты, в первую очередь пищевые. Общины АСД возглавляются Генеральной конференцией АСД, им присуща высокая миссионерская активность. Каждый член общины должен вносить в пользу церкви десятую часть своих доходов. В России АСД появляется в восьмидесятых годах XIX века. В Тульской области современной России существует учебно-административный центр адвентистов седьмого дня и семинария.
Пятидесятничество Движение пятидесятников возникло в США в конце XIX века. По вероучению и обрядности близко баптизму. В СССР пятидесятники называли себя евангельскими христианами, считали термин «пятидесятники» простонародным. Многие общины пятидесятников входили в состав союзов ЕХБ. В основе конфессии и ее названия евангельский сюжет о действии Святого Духа на учеников Христа в пятидесятый день после пасхи. Последователи пятидесятничества полагают, что каждый истинный христианин может получить видимые дары Святого Духа: способность к пророчеству, говорение на иных языках (глоссолалия) и другие. Крещение Духом Святым, сопровождаемое глоссолалией, считается следующей после обращения и священства ступенью мистического развития. Верят, что освятившийся человек, может стать органом Святого Духа. Богослужения отличаются мистической экзальтацией участников. В пятидесятничестве множество противоречивых направлений. Существуют международные объединения. Пятидесятничество – одно из бурно растущих направлений протестантизма (свыше пятидесяти млн. человек).
Свидетели Иеговы В семидесятые годы XIX века в США возникло движение, получившее в последствии название «Свидетели Иеговы» или «иеговисты» (от одного из имен библейского Бога) Вероисповедание значительно отличается от других конфессий протестантизма, что является основанием для некоторых религиоведов считать иеговизм нетрадиционным культом. Иеговисты отрицают догмат о троице и признают единственного Бога – Иегову. Христос готовит на земле войну (армагеддон) с Сатаной. После победы над Сатаной иеговисты будут жить в царстве Христовом на земле. Иеговисты – хорошо организованная с единым центром (США, Бруклин) конфессия. Отличается интенсивным миссионерством и пропагандой близкого армагеддона.
Другие конфессии протестантизма Существуют и другие конфессии протестантизма: ранние (методисты, вальденсы и другие) и поздние, сложившиеся в XIX-XX веках (мормоны, Новоапостольская церковь и другие). Отдельные религиоведы в качестве особого типа выделяют христианство Африки, Южной Америки, Азии, Океании, созданное миссионерской деятельностью протестантов (свыше 80 млн. человек к 1980 году). Так, в африканских независимых церквях наблюдается соединение протестантизма с древними этническими верованиями на уровне вероучения и культа.
Христианство в современном Казахстане Христианство в Казахстане представлено тремя основными направлениями и монофизитской армяно-григорианской церковью. Православие в Казахстане считается вторым (после ислама) по численности направлением. РПЦ ведет работу по строительству и реставрации культовых зданий. Открыто духовное училище для подготовки священослужителей, при храмах существуют школы по изучению основ православия. Открываются мужские и женские монастыри. Кроме РПЦ в Казахстане активизировались Русская православная церковь за рубежом, так называемый карловацкий раскол (Алматы, Семипалатинск, Костанайская область), старообрядческие общины поповского и беспоповского толков (Алматинская и Восточно-Казахстанская области). Католическая церковь находится в сложном положении в связи с эмиграцией немцев-католиков, которые составляли до 70% состава католической церкви в республике. Духовенство стремится расширить этническую основу церкви в Казахстане: в храмах проповеди звучат на русском, украинском, немецком, польском и английском языках. Решением Ватикана в Караганде учреждена Апостольская Администратура Казахстана и Средней Азии (1991). С распадом СССР активность католицизма в Казахстане снизилась. В связи с миграционными процессами и активизацией деятельности миссий в протестантизме Казахстана происходят противоречивые процессы: уменьшается количество традиционных для немцев общин и возрастает число последователей ЕХБ, АСД, иеговистов, появились новые для страны конфессии, расширяется этническая основа протестантизма. Все протестантские конфессии создают учебные центры, имеют печатные издания, укрепляют духовные и материальные связи с единоверцами за рубежом, в том числе с бывшими казахстанцами. Сокращается численность верующих и общин лютеран, меннонитов, значительны потери общин евангельских христиан-баптистов из-за эмиграции, однако лидеры церкви утверждают, что за счет принявших крещение происходит рост числа последователей. В Казахстане действует свыше тридцати общин пятидесятников. Растет число адвентистов седьмого дня (центр в г.Астана), иеговистов. В стране возникли, главным образом усилиями зарубежных миссионеров, общины пресвитериан, методистов, последователей новоапостолькой церкви.
ЛИТЕРАТУРАБиблия. Гордиенко Н.С. Основы религиоведения. СПб., 1994. Гл. VI - IX Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987. Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994. Основы религиоведения: Учеб. М., 1998. Гл. IX. Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М., Брянск, 1997. С.65-228. Трофимов Я.Ф. Религия в Казахстане. Учеб.пособие. Алматы, 1996. С. 45-82.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯКак соотносятся понятия «этнические религии» и «мировые религии»? Какие источники христианства можете назвать? Изложите основы вероучения христианства (с использованием материалов хрестоматии). В чем состоят особенности православия? Какие особенности теологии и религиозной организации католицизма можете выделить? Чем протестантизм отличается от католицизма и православия? Как представлено христианство в современном Казахстане? Дик П.Ф. Основы религиоведения. Учебник. Астана-Костанай, 2000. Далее читайте:Петр Дик (авторская страница). Православные монастыри (справочник). Православные иконы (справочник). Католические монашеские ордена (справочник). Патриархи Русской православной церкви (биографический справочник). Православные деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Папы римские и антипапы (по векам в хронологическом порядке):| I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI | Все религиозные термины: | АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |Дик Н.Ф. Культура и традиции мировых религий. Учебное пособие.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |