Лев Тихомиров |
|
1915 г. |
РУССКОЕ ПОЛЕ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯРУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Русское Философское Общество им Н. Н. Страхова Общественный Совет журнала ФИЛОСОФСКАЯ КУЛЬТУРАЖурнал русской интеллигенции № 1январь – июнь 2005 Из дневника Л. А. Тихомирова(1915 г.)
А. В. РепниковПредисловие к публикации*Лев Александрович Тихомиров (1852 – 1923) родился в семье военного врача Александра Александровича и Христины Николаевны (урожденной Каратаевой). В 1864 он поступил в Александровскую гимназию в Керчи, где увлекся революционными идеями. После окончания гимназии, в августе 1870 поступил на юридический факультет Московского университета, откуда в следующем году перевелся на медицинский (выбор факультета определялся интересом к естественным наукам). Был одним из активных участников народнического движения. Осенью 1871 вошел в кружок «чайковцев». Летом 1873 переехал в Петербург, где продолжал заниматься революционно-пропагандистской деятельностью. 11 ноября 1873 был арестован. Более 4-х лет провел в Петропавловской крепости и Доме предварительного заключения. В октябре 1877 проходил по «процессу 193-х» народников-пропагандистов. Освобожден в январе 1878, так как годы тюрьмы компенсировали срок наказания, и отдан под административный надзор полиции с определением обязательного места проживания. Был выслан на родину, в Новороссийск, и перешел на нелегальное положение. После раскола «Земли и воли» на «Черный передел» и «Народную волю» примкнул к последней, став членом Исполнительного комитета, Распорядительной комиссии и редакции «Народной воли». После убийства Александра II и разгрома партии, в 1882 уехал за границу. В Париже, вместе с П. Л. Лавровым, редактировал «Вестник Народной воли» (1883-1886). В полицейской справке о его деятельности отмечалось: «Прежде всего, Тихомиров приложил все свои силы к поднятию тогда упавшей революционной литературы»1. В эмиграции во взглядах Тихомирова произошел переворот, и в 1888 в Париже увидела свет его брошюра «Почему я перестал быть революционером?». 12 сентября 1888 он подал Александру III прошение с просьбой о помиловании. Бывшие соратники Тихомирова по революционному движению дали различные оценки произошедшего с ним переворота. Н. А. Морозов писал, что у Тихомирова «никогда не было прочных убеждений в необходимости изменения самодержавного образа правления»2. А. П. Прибылева-Корба считала, что «поведение Тихомирова... есть последствие его психического заболевания…»3. Аналогичной точки зрения придерживалась и В. Н. Фигнер 4. Тихомиров был амнистирован, и смог вернуться на родину, но должен был в
течение пяти лет состоять под гласным надзором. После прибытия в Россию,
побыв недолго в Петербурге, был вынужден обосноваться в Новороссийске.
Впоследствии было принято решение освободить Тихомирова от гласного надзора
и разрешить ему «повсеместное в империи жительство». В 1890 он перебрался в
Москву. В 1895 был избран членом Общества любителей духовного просвещения, а
в 1896 – действительным членом Общества ревнителей русского исторического
просвещения в память императора Александра III. С сентября 1890 – штатный
сотрудник, а с 1909 по 1913 редактор «Московских ведомостей». В 1913 Тихомиров оставил пост редактора «Московских ведомостей», отошел от публицистической деятельности и переехал в Сергиев Посад. Андрей Белый, случайно столкнувшийся там с Тихомировым, оставил крайне язвительный портрет: «ставшая узеньким клинушком белая вовсе бородка напомнила лик старовера перед самосожжением в изображении Нестерова; не хватало лишь куколя на голове, потому что сюртук длинный и черный – как мантия; жердеобразная палка, колом, – мне напомнила жезл; точно инок, он шел на меня, сухо переступая и сухо втыкая «жезл» в землю… Он не отпустил нас без чаю… я разглядывал тощее благообразие профиля, четко построенного, благолепие жестов, с которыми он брал стакан, ломал хлеб, совершая чин службы, а не чаепития: не то действительный статский от схимы, не то схимник – от самодержавия…»8. Среди тех, с кем Тихомиров общался в Сергиевом Посаде, можно назвать философов и богословов: С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, М. А. Новоселова, В. А. Кожевникова9, отца и сына Мансуровых10 и др. Записи дневника уточняют воспоминания С. Фуделя – сына И. Фуделя, согласно которым, Тихомиров «…больше жил в тенях прошлого… не сближался с жившими тогда там же Флоренским, Мансуровым, Розановым, Дурылиным и часто туда приезжавшим Новоселовым»11. Это наблюдение верно только в отношении С. Н. Дурылина и В. В. Розанова (о последнем Тихомиров еще в 1899 г. написал в дневнике: «Розанов Василий Васильевич, в сущности, скотина, хотя у него есть искорки честности»). А вот с М. А. Новоселовым Тихомиров, напротив, часто встречался и беседовал; да и с П. А. Флоренским12 и Мансуровыми виделся, поскольку к этому времени погрузился в работу над исследованием «Религиозно-философские основы истории» («Борьба за Царствие Божие»), процесс создания которого отражен на страницах дневника. Тихомиров входил в так называемый «Новоселовский кружок» («Кружок ищущих христианского просвещения»). На квартире Новоселова он прочел ряд докладов: «О гностицизме», «О философии Каббалы», «О магометанском мистицизме» и др., материалы которых вошли в его работу. На религиозной почве происходит сближение Тихомирова с религиозным писателем М. В. Лодыженским (1852-1917), автором «Мистической трилогии»13. В 1915 г. Тихомиров обращается к нему с письмами, в которых пытается дать своему личному религиозному опыту осмысление в форме «различных категорий бытия»14. Начавшаяся война и политический кризис принесли новые проблемы. Страницы дневника за 1915 год содержат записи, в которых получили отражение переживания автора. Большое внимание было уделено Г. Е. Распутину и связанным с ним слухам, дискредитирующим правящую династию. В связи с неудачами на фронте и в тылу, менялось и отношение к Николаю II. Крушение самодержавие было встречено Тихомировым, как закономерное событие. В это время он был в Москве, и супруга сообщила ему из Сергиева Посада, что их дом посетили представители новой власти, угрожавшие арестовать Льва Александровича, как редактора «опоры реакции» – газеты «Московские Ведомости». Тихомиров предпринял ответные действия, и вскоре газеты сообщили, что 8 марта он явился в милицию и дал подписку: «Я, нижеподписавшийся, Лев Александрович Тихомиров, даю сию подписку в том, что Новое Правительство я признаю, и все распоряжения оного исполню и во всем ему буду повиноваться»15. Опасаясь возможных репрессий, Тихомиров решил прекратить вести свой дневник, но на следующий день ему позвонила жена и успокоила, сообщив, что заходивший к ней комиссар удовлетворен информацией о подписке. В конце мая 1917 г. Тихомиров и его двоюродный племянник Ю. К. Терапиано оказались свидетелями революционного митинга, за которым Тихомиров наблюдал, стоя на ступенях крыльца Храма Христа Спасителя. «Вся площадь, вся улица, все громадное крыльцо храма были заполнены народом. Толпа напирала, было душно и жарко. Шествие дефилировало бесконечно. Особенное внимание обращали на себя анархисты: они везли гроб, развевались черные знамена. Толпа орала и выкрикивала лозунги; множество солдат, расхлябанных и расхлестанных, без погон и поясов; многие из них были пьяны, шли под руку с девицами. В манифестацию влилась вся муть и накипь тогдашней революционной толпы. Оторвавшись на минуту от зрелища, я взглянул на Льва Александровича: никогда не забуду выражения страдания на его лице, как будто погибало что-то самое для него дорогое. Он был страшен»16. Чуть позже Тихомиров сказал «Я вспомнил, там, на площади <…> мое прошлое <…>, то, что было с нами <…> ради этого <...>»17. В это же время он записывает в дневнике: «Я ухожу с сознанием, что искренне хотел блага народу России, человечеству. Я служил этому благу честно и старательно. Но мои идеи, мои представления об этом благе отвергнуты и покинуты народом, Россией и человечеством. Я не могу признать их правыми в идеалах, я не могу отказаться от своих идеалов. Но они имеют право жить, как считают лучшим для себя. Я не могу и даже не хочу, не имею права, им мешать устраиваться, как им угодно, хотя бы и гораздо хуже, чем они могли бы устроиться. И точно – я отрезанный ломоть от жизни. Жизнь уже не для меня. Для меня во всей силе осталась одна задача, единственная: позаботиться о спасении души своей»18. Особое опасение у Тихомирова вызывала судьба его близких: «Конечно, я достаточно объективен, чтобы не судить об интересах России по своим интересам. Но мне страшно за семью. Бедная мама, зачем она прожила так долго! Неисповедимы судьбы Господни. Да и я сам, – почему не умер раньше?» (8 мая 1917 г.)19. Фиксируя в своих записях отсутствие в России каких-либо демократических традиций, Тихомиров приходил к выводу о неизбежности установления диктатуры, если не одного пролетариата, то малоимущих классов в целом, что, по его мнению, должно было неизбежно привести к потрясениям. Надежды на лучшее, которые Тихомиров связывал с фигурой А. Ф. Керенского, сменились разочарованием, апатией и ожиданием «второго акта смуты». 16 октября 1917 г. он делает последнюю запись, связанную с недолгим пребыванием дома сына Николая, прибывшего на побывку из Петрограда: «Вообще он утешил меня, да и всех. Благослови Господь его путь <…> Благодарю за него Господа, и славлю Его попечение. Думаю, что он будет добрым братом и сыном. С этой мыслью мне и умирать легче, если судит это Бог. Спаси его Господь!»20. К тому времени Тихомиров целиком обратился к проблемам религиозного характера, завершив исследование «Религиозно-философские основы истории» и написав мистическую повесть «В последние дни» (1919 – 1920), которая посвящена Екатерине Дмитриевне Тихомировой. Ее начало датировано 18 ноября 1919 г. а окончание 28 января 1920 г. (по старому стилю). Повесть впервые увидела свет только в 1999 году. По своей направленности она перекликается с работой Тихомирова «Религиозно-философские основы истории», однако, мистическая повесть «В последние дни» не является чисто философским произведением, поскольку в ней действуют выдуманные герои. Эти работы писались без какой-либо надежды на публикацию, а в реальной жизни нужно было кормить семью. По словам С. А. Волкова, общавшегося с Тихомировым, тот «заканчивал свое жизненное странствие» в бедности, работая «делопроизводителем школы имени М. Горького (бывшей Сергиево-Посадской мужской гимназии)». Ученики, «к его огромному неудовольствию», прозвали бывшего монархиста (вероятно, за его бороду) «Карл Маркс»21. Тихомирову нужно было позаботиться и о судьбе собственного архива. Только почти через год, после последней записи, сделанной в дневнике, Тихомиров пишет письмо председателю ученой коллегии Румянцевского музея: «Покорнейше прошу Вас принять на хранение в Румянцевском Музее прилагаемые при сем двадцать семь переплетенных тетрадей моих дневников и записок на следующих условиях: 1) В течение моей жизни и десять лет по моей смерти право пользоваться этими рукописями оставляю исключительно за собой и членами моей семьи: а) Е. Д. Тихомировой, б) архимандритом Тихоном Тихомировым, в) Н. Л. Тихомировым, г) Надеждой Львовной Тихомировой, и д) Верой Львовной Тихомировой. 2) Через 10 лет по моей смерти рукописи поступают в распоряжение Румянцевского музея на общих основаниях. 3) Право пользоваться по п. 1 включает и право публикации»22. Просьба бывшего народовольца была исполнена. В 1922 году Тихомиров смог зарегистрироваться в КУБУ (Комиссии по улучшению быта ученых). Интересен в этой связи заполненный им в мае 1922 года опросный лист, хранящийся в ГАРФ23. Перечисляя места своей работы и характер деятельности Тихомиров, помимо прочего, писал: Библиографический отдел Главного управления по делам печати в 1905–1909 гг., библиографические и статистические работы по составлению и изданию «Книжной летописи»; членство в Совете Главного управления по делам печати; литератор, сотрудничавший в журналах «Слово», «Дело», «Отечественные записки», «Русское обозрение»; газетах «Новое время», «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости», «Московский голос», «Россия», «Русское слово» и др. В обязательном списке научных трудов были указаны и двусмысленные для 1922 года публикации: «Борьба века», «Социальные миражи современности», «Альтруизм и христианская любовь», «Личность, общество и церковь», «Земля и фабрика» и др. Были вписаны неизданные работы: «Религиозно-философские основы истории», «Тени прошлого» и «Основы государственной власти» (судя по всему, имелась в виду «Монархическая государственность», которую Тихомиров планировал переработать). Под заполненной анкетой стоит дата – 1 мая 1922 г., а рядом зачеркнута другая дата – 28 апреля. Получалось, что советская власть должна содержать человека, который долгие годы пропагандировал православие, самодержавие и народность, в то время как большинство соратников Тихомирова по монархическому движению уже погибли или эмигрировали. В ответном письме, от 4 июля 1922 г. секретаря московского отделения комиссии В. П. Панаевой к Тихомирову сообщалось, что он зарегистрирован по 3-й категории – история литературы, языковедение, библиотековедение (всего было 5 категорий, из которых высшей считалась пятая). Ему выделялась определенная денежная сумма, и паек – 1 пуд, 12 фунтов муки, 16 фунтов гороха, 10 фунтов риса, 6 фунтов масла, 30 фунтов мяса, ¾ фунта чая, 4 фунта сахара, 3 фунта соли. Возможно, что на благоприятное для Тихомирова решение повлияли ходатайства его старых соратников – В. Н. Фигнер и М. Ф. Фроленко. Еще одним занятием Тихомирова на склоне лет стало написание воспоминаний. Многие из запланированных автором очерков так и не были написаны, но даже то, что было создано, свидетельствует о желании Тихомирова поделиться опытом. На 23 сентября 1918 г. подготовленный список тем составлял 80 наименований! А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, С. Н. Халтурин, К. Н. Леонтьев, П. Е. Астафьев, Вл. С. Соловьев – все они стали «тенями прошлого». Тихомиров, переживший их всех, стремился исполнить свой последний долг, запечатлеть на бумаге те «мелочи жизни», которые «нужно знать будущему историку»24. Воспоминания отличаются мягкостью тона, как по отношению к соратникам по монархическому лагерю, так и по отношению к бывшим друзьям-революционерам. Объединенные под общим названием «Тени прошлого», они были полностью изданы только через 77 лет после смерти Тихомирова, который скончался в Сергиевом Посаде 16 октября 1923 г. Записи, которые на протяжении ряда лет вел Тихомиров, являются уникальным источником. Его дневники, относящиеся к промежутку времени с 1883 г. по октябрь 1917 г. хранятся в личном фонде Л. А. Тихомирова, который находится в Государственном архиве Российской Федерации (ф.634)25. Всего они составляют 27 единиц хранения. Множество подробностей из жизни их автора, описание его размышлений, окружавшей его обстановки, – все это позволяет нам увидеть внутренний мир Тихомирова во всей его противоречивости. Некоторая часть его записей за 1883-1895 гг. и 1904-1906 гг. была опубликована в конце 20-х – начале 30-х гг.26 Мы предлагаем вниманию читателей фрагменты из дневника Тихомирова за 1915 год (ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24, Д. 25). Все приводимые ниже фрагменты публикуются впервые. Сокращения, предпринятые публикатором, отмечены в тексте квадратными скобками […]. Сохранены сделанные Тихомировым выделения слов, языковые и стилистические особенности оригинала. Примечания к предисловию * Работа над расшифровкой текста дневника, его комментированием и подготовкой к изданию велась в рамках гранта РГНФ 02-01-00365а.
Л. А. ТихомировДНЕВНИК27 января. Моя «Борьба за Царствие Божие»27, в своей первой части, т. е. в
дохристианский период, выровнялась довольно стройно, и – когда закончу две
главы (вставные, внутри) – можно считать законченной. Останется только чисто
литературная отделка и переписка. Но хорошо ли? Нашел ли я концы, которые
искал? Думаю, что не очень то! Я надеялся на нечто более ясное. Но какой
смысл моей работы, если я не сведу концов с концами? Ведь это не
исследование фактов (с этой стороны моей работе, понятно, грош цена), а
исследование внутреннего смысла, тенденций, идей. Если я ничего ясного не
обнаружу – то из-за чего огород городить? 30 янв[аря]. Читал у Новоселова 29 введение «Борьбы за Царствие Божие». Было очень многолюдно, человек 60, забили всю комнату, не хватало стульев. […] 30 26 февраля. Чтение у Новоселова. Читал о мистицизме. Очень интересные разговоры. Масса возражений, иногда дельных. Но вместе с этим – был удивлен чрезвычайной неподготовленностью, отсутствием чего-нибудь обдуманного о мистицизме, среди людей, так много о нем говорящих.31 18 марта. В Москве становится очень трудно жить. Все страшно дорого, или даже
совсем нет. У нас дров нет. Осталось на несколько дней, а на дровяных
складах не дают, говорят – нет. Не знаю, что из этого выйдет, и не придется
ли уезжать в Посад за невозможностью топить. Правда, что и в Посаде плохо с
дровами. Эти дурацкие губернаторские запрещения вывоза заморозят Россию,
хуже чем немцы. Мы в Посаде на границе Владимирской губ[ернии] и живем ее
продуктами. […] 19 марта. Невообразимая чепуха со снабжением населения предметами первой
необходимости. Правительство наделало столько зла, сколько не сделал бы и
умный неприятель. Всего в России довольно, в огромном избытке. Если бы
Правительство не совало своего носа, не регулировало – все бы было сыто: и
армия, и народ, и на вывоз хватило бы. Каждый думает о себе: интендантство
об армии, частные торговцы о рынке, внутренние – о внутреннем, экспортеры –
о заграничном. Производители сбыли бы свои продукты, покупатели имели бы,
что кому нужно, экономический организм функционировал бы; была бы снабжена и
армия. 12 апреля. […] В хозяйственном смысле год неудобный: рабочих нет. Впрочем, наше
хозяйство все равно не более как забава. Пока – этот Посадский дом –
составляет для нас одну обузу без малейшей пользы. А налоги – растут
безобразно. 28 апреля. […] На театре войны мерзко: бьют нас и на севере и на юге. Начинает одолевать тоска. Пока дела русских шли хорошо или сносно – не так еще было тяжело сидеть вне всякого дела. Но если России становится плохо – то страшно тяжко ничем ей не помогать. Между тем – я выброшен из всех возможностей служить ей, и это неисправимо, я не могу никуда сунуться, нет никакой щелки.38 1 июня. […] В Москве пришлось пережить страшные дни, подобных которым я не видал в
жизни. Говорю о немецком погроме39. Примечания: ** Впоследствии насчитали 64 пожара. 3 июня. До сих пор не принимался за работу. Вообще я чувствую какую-то пассивность.
Строго общественной деятельности я уже даже не хочу. Она во мне возбуждает
какое-то отвращение.[…] 9 июня. […] Препорядочный упадок духа перед немцами. Все печальные «слухи» и
опасения. Кто-то из Москвы привез слух, что Рига уже взята. Другой передает,
что из Петрограда вывозят Госуд[арственный] банк и другие учреждения, так
как ждут прихода немцев. Нехорошие настроения. Верховный Главнокомандующий
официально протестует против «трусов», распространяющих тревожные слухи. Но
факт в том, что мы отступаем по всем фронтам.[…] Это не слухи, а официальные
известия. Долго ли мы удержим Варшаву? Вероятно до тех пор, пока немцы не
порешат взять ее. Дела всесторонне скверны. Недостаток снарядов признан
официально, а без снарядов – какая же война? 19 июня. […] А наши войска все отступают… Союзники абсолютно ничего не делают. В
Дарданеллах никакого толку. Все, на всех фронтах, сражаются необычайно
мужественно и наносят страшные потери, а немцы преспокойно всех колотят.
«Великая мировая война» получает необычайно печальный вид. 27 июня. […] Сегодня в Посаде говорили, что схвачен прилично одетый немец, хотевший
бросить мышьяк в колодец Преподобного Сергия. Может ли быть правда? От
немцев всего ожидают. 1 июля. Сегодня всю ночь и отчасти днем был сильный дождь. Огород заметно
поправляется, м.б. что-нибудь и выйдет из него. 4 июля. […] В Москве никого не видал, ничего не слыхал, и только по газетам видел
подтверждение печального факта нашего медленного неуклонного отступления
перед неприятелем на всех пунктах. Чем однако это кончится? 7 июля. […] А 11 числа здесь будет Новикова52, и тоже хочет меня видеть. Того же,
кого я хочу видеть, нет. Конечно, я и Ольгу Алексеевну охотно повидал бы. Но
нужно сказать, что говорить нам не о чем. Оба мы выброшены из жизни, но я –
покорился судьбе, а она упорно хватается за жалчайшие подобия «деятельности»
и этим мне надоедает. Меня это раздражает. Теперь происходят величайшие
события России, может быть наиболее роковые за всю мою жизнь. Я же –
выброшен за борт, ничего не могу делать, никому не нужен, и вдобавок болен.
Этот глаз, при котором нельзя ни работать энергично, ни волноваться –
окончательно меня пришибает. Разумеется – мне тяжело «болтать» о
деятельности. Я бы хотел все забыть. А она будет болтать о своих статьях, о
том, почему я не пишу и т. п. 21 июля Открылась Гос[ударственная] Дума. В общем – настроение весьма патриотичное,
и выражается твердая решимость вести войну до победы. Вместе с тем –
положение власти очень печально. Обвинений против нее масса, и, к сожалению,
справедливых. Власть берется под надзор и опеку, и конечно – для спасения
России это необходимо. Горе только в том, что фактически это относится и к
Царю. Против его личности никто, кажется, искренне ничего не имеет. Но как
правитель, как Царь, – его авторитет исчез. В 1612 тяжкая война привела к
воскресению Монархии; здесь, по видимому, война приведет к падению
Самодержавия. 22 июля. Моя «Борьба за Царствие Божие» идет медленно и вяло. Не мудрено! Идет борьба
за существование России, да не в отвлечении, не в гаданиях разума, а
конкретно, в несомнительной зримой реальности. Моя участь – в это время,
требующее всех русских сил – сидеть в стороне, в положении самого скромного
обывателя. Это – Воля Божия. Меня никто никуда не призывает, и сам я не вижу
никакого места, на котором мог бы начать работу. Требуют все разных
пожертвований, которые и делаю кое-как. Ведь много все равно я не могу дать.
И вот – ничего не делаю и только смотрю на эту страшную картину. Это очень
тяжело. Легче было бы участвовать на каком-либо посту… Но видно Воля Божия. 5 августа. Немцы штурмуют Ковно. Один форт взяли. Да, они не теряют времени по месяцам,
а держатся настоящего военного правила – затрата сразу огромной силы для
получения немедленного результата. Все это отвратительно мерзко. Я почти не
верю в возможность победы нашей. Слишком слабо вели войну, потеряли год зря,
а немцы все время готовятся и развивают силу. 9 августа. Воскресение. […] Меня гнетет тоска. И причины далеко не личные, хотя тяжко в такое время
не иметь никаких способов помочь всенародной борьбе, тяжко думать и о том,
куда деваться если наши отступления отдадут немцам Москву… Я везде обложен
этими проклятыми документами Моск[овских] Вед[омостей], которые обязан
хранить еще 8 ½ лет, и которые весят не менее пудов 30… Что я сделаю с этими
кандалами? Но все это – личные условия? Помимо их – страшную тоску нагоняет
невообразимое народное разочарование во власти, при котором борьба с
неприятелем усложняется до крайности, а в конце концов может стать
невозможной. Правительство не слышит народного голоса, властям никто не
сказал того, что в народе толкуют промеж себя. Вот например болтают бабы,
крестьянки, привезшие на продажу разные продукты. Она громко говорит, что
везде во власти изменники. На возражение, что не нужно верить этому вздору,
– она говорит: «какой там вздор, царица чуть не каждый день посылает в
Германию поезда с припасами; немцы и кормятся на наш счет, и побеждают нас».
Напрасны возражения, что это нелепость, и что физически невозможно посылать
поезда… Баба отвечает: «Ну уж там они найдут, как посылать»… Как ultimo
ratio58 ей говорят, неужто она, дура, не понимает, что Государь ничего
подобного не допустит? Она отвечает: «Что говорить о Царе, его уже давно нет
в России». – «Да куда же он девался?» – «Известно, в Германию уехал». – «Да,
глупая баба, разве Царь может отдать свое царство немцам?». – Она с апломбом
отвечает: «Да ведь он уехал на время – только переждать войну»… 10 августа […] Ночь. Сейчас слухи о будто бы взятии Дарданелл. Телеграфировал в Москву, но ничего не мог узнать. Наверное вранье, как уже было десяток раз.63 11 августа. Разумеется никаких Дарданелл не взяли. Это выдумала какая то поганая газета
(вечерняя), которая всполошила Москву, вызвала демонстрации, столкновения с
полицией, аресты и т. п. Вот тебе и военная цензура! Как могут выходить
такие скандалы? 13 августа. […] Катя возвратилась из Москвы. Там мало видела людей, но достаточно, чтобы
чувствовать общее мерзкое настроение. Надо полагать, что «работает» масса
немецких шпионов. На вокзале какой-то артиллерист при Кате ругался, что
«шныряют повсюду и смотрят какие-то в солдатской форме, а черт их знает,
солдаты они или нет»… На улицах часто какие-то личности ругают не только
правительство, а неприлично поносят самого Государя. Всюду толки об измене,
выходит, будто чуть не все начальство – изменники. Огромную опасность
составляет масса наших немцев всяких подданств. Огромную глупость, мне
кажется, составляет набивание Москвы беженцами. Они неизбежно деморализуют
население, а сверх того, как не подумать, что под видом беженцев, в числе
их, немцы непременно двинут тысячи своих шпионов, которым мы теперь будем
давать денежные пособия и отыскивать места. 15 августа. […] Известия о Германии: – вся страна превращена в фабрику снарядов, в
лагерь обучения населения военному делу. Вся нация – как один человек. 19 августа Замечательно скверно проходит время. От утра до утра ждешь газетных известий, хотя заранее знаешь, в чем они будут состоять: будут занятие Вильно, сдача Гродно, переход немцев на правый берег Двины. Проходить в Бесарабию, вероятно, еще пока не будут… Конечно и Вильно и Гродно еще не были сданы, но это вопрос дня или нескольких дней… Ощущение du dernier jour de condamné69, не имеющего часов, но знающего неизбежный исход. Задаешь себе лишь вопросы – дойдут ли до Москвы? И что тогда делать? Заниматься чем-либо мало-мальски серьезно – немыслимо. Проволакиваешь время как-нибудь. В успех – уже совсем нет веры. О мире не только не думаешь, но и не хочешь его: это все равно гибель, и еще более постыдная. Да он и невозможен нравственно. Правительство не только связано договором, но сверх то понимает, что если бы это было даже нужно для России, то для него и для династии – это все равно гибель… И вот сидишь – и ждешь гибели России и своей… Бессильно ругаешься, да уже и ругаться недолго.[…] 70 20 августа. […] по городу (Москва) говорят, что на днях будет опубликовано, что Государь
Император принимает личное командование армией! 26 августа. […] Рассказывают, что дня два назад протоиерей Восторгов 74 говорил, что слышал от Вас[илия] Мих[айловича] Скворцова 75, что Григорий Распутин 76, уезжая из Петербурга в Тюмень, сказал ему, Скворцову: «Еще я не доеду до Тюмени, как Вел[икий] Князь Николай Николаевич будет отправлен на Кавказ, а армией командовать будет Сам Государь». Выходит, что Распутин знал это, по крайней мере, за неделю до опубликования.
Восторгов И.И. ------- Этот зловещий Распутин – прямо гибель Царского Дома. Какое непостижимое
колдовство оковало разумное на высотах власти? ------- Ночь. Впечатления улеглись, и более чем когда-либо мне кажется, что мы –
погибли. Не знаю, конечно, возможных закулисных сил, нас подрывающих, но и
ясные кажутся условия – вполне отчаянные. Наша гибель – не в одних ошибках
правительства, а еще больше во внутренней разложенности русского так
называемого образованного общества. Теперь в передовых (т. е. «кадетских»)
слоях идет безумная политическая спекуляция в целях упразднить Самодержавие
и добиться либеральной конституции (с ответственным министерством). Под
влиянием страшно компрометированной власти теперь бесчисленные общественные
управления поддались агитации конституционалистов-демократов и осыпают
Государя требованиями о назначении министров по желанию якобы «общества» или
«страны», а в действительности нескольких тысяч человек передовых партий.
«Страна» и понятия не имеет о людях, которых те хотят провести во власть, но
поддерживает их агитацию своими постановлениями разных самоуправлений и
корпораций. Этим окончательно подрывается власть, а стало быть и оборона
страны. 2 сентября […] В середине дня меня неожиданно посетил А. А. Нейдгардт80. Погода была
чудная, теплый и светлый осенний день. Нейдгардт непременно захотел сидеть
на террасе, и конечно – разговор моментально сошел на политику, и опять меня
разволновал самым анти-медицинским образом. А что толку? Он – уже совсем
плохо видит, еле ходит. Читать уже не может, и ему все утро читает газеты
наемный чтец... Я – тоже с подбитым глазом, полунеспособный к труду, и уже
не мог бы даже умереть за Отечество с какой-либо для него прибылью. И вот –
сидим, волнуемся, призываем никому неведомого и вероятно не существующего
«человека», спасающего Россию. Глупо! 10 сентября. Наши союзы с поддержкой целой массы городов и заводов – стремятся произвести
фактический государственный переворот, задавить Царя, созвать Думу и
составить правительство, не им назначенное. Уж не знаю, что сделает он!
Теперь к нему отправили депутацию, в которую не пустили даже А. И. Гучкова
(как поддержавшего Думу на основах 3 июня, и как не пустившего левых в ком.
госуд. обороны). Круг ненависти и лиц чисто революционный. Выбрали в
депутацию Челнокова83, Рябушинского84 и Астрова85. Рябушинский имел здравый
смысл – стараясь увильнуть от этой чести, но его задавили. 22 сентября. Ночь. […] Ах, скучная вещь наша жизнь, с ее вечной борьбой. Вот теперь передралась вся Европа. Миллионы людей гибнут. Это, говорят, великие исторические события… А все одна чепуха… И что такое «великие исторические события». Все исходы этой всемирной бойни, какие только могут быть, – одинаково не дадут ничего великого, в смысле высокого, идеального, осуществленного блага. Ничего высокого не заключает жизнь Германии, Австрии, России, Англии, Франции. Победа Германии была бы победой облеченного в силу культуры варварства. Победа наша – не дала бы ровно ничего, ни плюса, ни минуса. Пожалуй – защита от варварства, но во имя чего? Ничего вместо германского культурного варварства мы не можем дать…87 6 октября […] У нас – борьба за существование. Нет в продаже ржаной муки. Бегали,
покупали пшеничную. Купили 4 пуда. 7 октября Был у полицмейстера спросить о порядках расквартирования войск. Он
объяснил, что пока о частных квартирах нет речи. Сейчас будут постоялые
дворы, затем перейдут к трактирам и харчевням, и лишь после этого к частным
квартирам.[…] (Читайте продолжение - Из дневника за 1916 г.)
ПРИМЕЧАНИЯ 1 Цит. по: Вахрушев И. С. Очерки истории русской революционно-демократической печати 1873-1886 гг. Саратов, 1980. С.191. 2 Морозов Н. А. Повести моей жизни. Т.2. М., 1961. С.684. 3 РГАЛИ. Ф.1185. Оп. 1. Д. 675. Л.98. 4 Фигнер В. Н. П.с.с. в 7-ми тт. М., 1932. Т. 5. 5 ГАРФ. Ф. 634. Оп.1. Д. 22. Л.34. 6 Тихомиров Л. А. О Григории Распутине, иеромонахе Илиодоре и прочих. // Московские ведомости 1910. 30 апреля. 7 Митрополит Вениамин (Федченков) На рубеже двух эпох. М., 1994. С. 142. 8 Белый А. Начало века. М., 1990. С.164-165. 9 Кожевников Владимир Александрович (1852 – 1917) – историк культуры, философ, публицист. Получил домашнее воспитание, овладел главными европейскими и основными древними языками. Учился в Московском университете, в качестве вольнослушателя, к выпускным экзаменам допущен не был и аттестации об окончании университета не имел. Много путешествовал, совершил паломничество в Святую Землю, жил в Западной Европе. В 1874 дебютировал книгой «Нравственное и умственное развитие римского общества во II веке». В 1875 познакомился с Н. Ф. Федоровым и стал одним из наиболее близких к нему людей, впоследствии посвятив ему монографию «Н. Ф. Федоров. Опыт изложения его учения по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам» (М., 1908, ч. I), а также способствовав опубликованию Федоровской «Философии общего дела». Был одним из активных членов «Кружка ищущих христианского просвещения в духе Православной Христовой Церкви». Автор ряда трудов: «О добросовестности в вере и неверии» (1909), «Буддизм в сравнении с христианством» (1916) и др. В 1912 был избран в почетные члены Московской Духовной академии. (В ХРОНОСе также см. ст. Кожевников Владимир Александрович). 10 Мансуров Павел Борисович (1860-1932) – дипломат, духовный писатель; директор Московского главного архива иностранных дел, один из учредителей «Кружка ищущих христианского просвещения» М. А. Новоселова; член Поместного Собора 1917-1918 гг.; секретарь общины Троице-Сергиевой лавры, член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. В 1920-е годы неоднократно подвергался арестам. Мансуров Сергей Павлович (1890-1929) – сын П. Б. Мансурова, церковный историк, член «Кружка ищущих христианского просвещения» М. А. Новоселова, священник (1926), автор незавершенных «Очерков по истории Церкви», опубликованных посмертно. 11 Фудель С. Воспоминания // Новый мир. 1991. № 4. С. 183. 12 Флоренский Павел Александрович (1882-1937) – религиозный философ, математик, искусствовед, православный священник (с 1911). В 1900 поступил на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1904, одновременно слушал лекции на историко-филологическом факультете Московского университета. В 1904 поступил в Московскую духовную академию (окончил в 1908); там же преподавал; был профессором (1912-17). В 1912-17 возглавлял журнал «Богословский вестник»; в 1914 издал свой главный труд «Столп и утверждение Истины», написанный на основе его магистерской диссертации «О Духовной истине», защищенной ранее в том же году в Московской духовной академии. В 1918 опубликовал другой фундаментальный труд «У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики)». С середины 1920-х работал большей частью в области электротехники. Арестован 22 (9) мая 1928 (позднее в том же году освобожден), вторично арестован в 1933. В Сергиевом Посаде проживал по адресу Штатная Сергиевская улица. Дом Озерова. Помимо общих интересов, существовала еще одна причина для сближения о. Павла и Л. А. Тихомирова. Флоренский вспоминал, что когда он был на первом курсе Академии, весною 1905 года, вместе с ним в комнате жил «Александр Львович Тихомиров, впоследствии архимандрит Тихон, сын редактора «Московских Ведомостей» // Флоренский П., священник. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследования. Из Соловецких писем. Завещание. М., 1992. С. 300 (Тихомиров Александр Львович (1882-1955) – иеромонах Тихон (1907), сын Л. А. Тихомирова, архимандрит, ректор новгородской духовной семинарии (1913), викарий Новгородской епархии, епископ Череповецкий (1920), Кирилловский (1924); провел три года в лагерях, работая на лесозаготовках (1927-1930); вернулся инвалидом; жил в Загорске, затем в Ярославле. Подробнее см.: Фудель С. И. Собр. соч. в 3-х томах. М., 2001. Т.1. С. 61). (В ХРОНОСе см. ст. Флоренский Павел Александрович) 13 Лодыженский М. В. Мистическая трилогия. М., 1998. Т.1-3; См.: Чесноков С. В. Святитель Митрофан Воронежский и тайна материнского благословения Льва Тихомирова // Трибуна русской мысли. 2002. № 2. 14 См. Тихомиров Л. А. Письма к М. В. Лодыженскому // Вопросы философии. 1992. № 5. 15 Русское слово. 1917. 10 марта. 16 Терапиано Ю. К. Встречи: 1926-1971. М., 2002. С. 20. 17 Там же. 18 ГАРФ. Ф.634. Оп. 1. Д. 27. Л. 133-133 об. 19 Там же. Л.132. 20 Там же. Л. 143. 21 Волков С. А. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М., 2000. С.282. 22 ГАРФ. Ф.634. Оп. 1. Д. 2. Л.1. 23 Там же. Д. 3. Л.3 - 4 об. 24 Тихомиров Л. А. Тени прошлого. М., 2000. С.18. 25 См.: Ефименко А. Р. Л. А. Тихомиров: обзор документов личного фонда. // Вестник архивиста. № 6 (ноябрь-декабрь) 1999. С. 61 – 67. 26 Воспоминания Льва Тихомирова М.-Л., 1927; 25 лет назад (Из дневников Л. Тихомирова) // Красный архив. 1930. тт. 1-5; Из дневника Л. А. Тихомирова // Красный архив, 1933, т.6; 1935, тт. 5-6; 1936, тт.1-2. 27 Имеется в виду работа Тихомирова, получившая в итоге название «Религиозно-философские основы истории». Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. М., 1997. Издано М. Б. Смолиным без ссылки на ГАРФ; см. ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 48-58. Впоследствии работа неоднократно переиздавалась. Последнее переиздание: Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории / Сост., предисл. и прим. Смолина М. Б. М., 2004. (Библиотека истории и культуры). 28 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 3 об-4. 29 Новоселов Михаил Александрович (1864-1938) – духовный писатель, издатель
и публицист. Окончил историко-филологический факультет Московского
университета. В юные годы – последователь религиозных взглядов Л. Н.
Толстого, под влиянием которого начал преподавать в сельской школе. В 1888
создал одну из первых толстовских земледельческих общин. Затем православный
духовный писатель и издатель. Печатался в «Миссионерском обозрении» и
«Церковных ведомостях». Участвовал в религиозно-философских собраниях
1902-03 гг. в Петербурге. Издатель «Религиозно-философской библиотеки»
(1902-17) и «Листков Религиозно-философской библиотеки». 30 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 4 об. 31 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 13 об. – 14. 32 Там же. Л. 19 об. – 20. 33 Тихомирова Екатерина Дмитриевна – жена Л. А. Тихомирова. 34 Фудель Иосиф Иванович (1864-1918) – протоиерей, рукоположен (1889) по благословению преп. Амвросия Оптинского. С 1892 служил в Москве. Публицист, издатель Собрания сочинений К. Н. Леонтьева. Мария Иосифовна Фудель (1892-1949) – дочь прот. И. Фуделя. Окончила гимназию С.Н. Фишер со званием «домашняя наставница». Во время 1-й мировой войны была сестрой милосердия. После революции единожды была арестована. До самой смерти жила в квартире отца (Арбат, 47, кв. 2). Дружила с семьями друзей отца, в т.ч. с Нестеровыми, Флоренскими и др. 35 Фомина неделя – первое воскресение после Пасхи (т.н. «Антипасха»). 36 Там же. Л. 20 об. – 22 об. 37 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 31 об – 32 об. 38 Там же. Л. 37 об. 39 Подробнее о погромах в Москве в мае 1915 года см.: Харламов Н. Избиение в первопрестольной. Немецкий погром в Москве в мае 1915 года // Родина. 1993. № 8-9; Кирьянов Ю. И. «Майские беспорядки» 1915 г. в Москве // Вопросы истории. 1994. № 12; Рябиченко С. Три дня из жизни неизвестной Москвы. Погромы 1915 г. М., 2000; Гатагова Л. Хроника бесчинств. Немецкие погромы в Москве в 1915 году // Родина. 2002. № 10. 40 Дочь Л. А Тихомирова. 41 Служанка. 42 Елизавета Федоровна (1864-1918) – Великая княгиня, супруга Великого князя Сергея Александровича, убитого террористами. Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 апреля 1992. 43 Юсупов Феликс Феликсович (1856 -1928), князь, граф Сумароков-Эльстон, русский генерал-лейтенант (1915), генерал-адъютант (1915). Его отец – Феликс Эльстон (он был внебрачным сыном германского императора Вильгельма I, женился на единственной дочери графа Сумарокова и получил право именоваться графом Сумароковым-Эльстоном). Учился в Пажеском корпусе (не окончил), в 1876 выдержал офицерский экзамен при Чугуевском пехотном юнкерском училище. В 1876 выпущен в Одесский уланский полк; в 1879 прикомандирован к Кавалергардскому полку. В 1882 женился на последней в роде княжне Зинаиде Николаевне Юсуповой; в 1891 ему было разрешено носить титул и фамилию жены (в дальнейшем титул князя Юсупова мог наследовать только старший сын). В 1883 – 1885 причислен к Министерству внутренних дел. С 1886 адъютант великого князя Сергея Александровича. С 1904 командир Кавалергардского полка, в 1908–1911 – 2-й бригады 2-й гвардейской кавказской дивизии. С 1912 председатель совета Императорского Строгановского центра Художественно-промышленного училища. С 1915 главный начальник Московского ВО и главноначальствующий над Москвой. 19 июня 1915 был освобожден от должности главного начальника, а 3. 9. 1915 – от должности главноначальствующего. После Октябрьской революции уехал в Крым, а в 1919 покинул Россию. Его сын: Феликс Феликсович Юсупов (1887–1967) был одним из участников убийства Г. Е. Распутина. 44 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 45 – 50; 51 об – 54 об; 55 об – 56. 45 Видимости (фр.) 46 Там же. Л. 58 об – 61. 47 Там же. Л. 62 об. – 63 об. 48 Там же. Л. 68 об – 69. 49 Там же. Л. 73 – 73 об. 50 Там же. Л. 74 об. 51 Там же. Л. 75 – 76. 52 Новикова Ольга Алексеевна (1840-1925) – родилась в семье славянофилов Киреевых. Большую часть жизни провела в Англии, где занималась общественно-публицистической деятельностью. Сотрудничала в «Московских ведомостях» и «Русском обозрении». Была одной из трех женщин (включая С. Л. Перовскую и Е. Д. Сергееву), сыгравших особую роль в судьбе Тихомирова, с которым вела многолетнюю активную переписку (см.: Два письма Льва Тихомирова к Ольге Новиковой // В сб.: Эхо. Сборник статей по новой и новейшей истории Отечества. Вып. 3. М., 2000. С.104-109). 53 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 77 – 77 об. 54 Там же. Л. 81 – 82. 55 Там же. Л. 82 – 82 об. 56 Дурново Петр Николаевич (1846 – 1915). Дворянин. Окончил Морской кадетский корпус (1860), Александровскую Военно-юридическую академию (1870). Служил в судебных учреждениях Кронштадта, Владимира, Москвы, Рыбинска, Киева. С 1880 в МВД: управляющий судебным отделом департамента государственной полиции, вице-директор, директор Департамента полиции, товарищ министра, в октябре 1905 – апреле 1906 – министр внутренних дел в кабинете С. Ю. Витте. Член Государственного совета (1905), статс-секретарь (1906), сенатор (1893), действительный статский советник. 57 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 88 – 89 об. 58 Последний довод (лат.) 59 Хвостов Алексей Николаевич (1872 – 1918). Орловский помещик, действительный статский советник, камергер Высочайшего двора (1912). Служил в 44-ом Нижегородском драгунском полку. С 1892 в отставке. Гласный Полтавского губернского земства. В 1906 – 1910 – вологодский губернатор, в 1912 – нижегородский губернатор. С 1907 полтавский губернский предводитель дворянства. Депутат IV Государственной думы. В 1912 – председатель бюро фракции правых IV Государственной думы. Выступал против «немецкого засилья». С октября 1915 по март 1916 министр внутренних дел и главно-начальствующий отдельного корпуса жандармов. Пользовался поддержкой Г. Е. Распутина, однако впоследствии разошелся с ним. После Октябрьской революции расстрелян ВЧК. (В ХРОНОСе см. ст. Хвостов Алексей Николаевич) 60 Крашенинников Илья Сергеевич – тайный советник, сенатор, старший председатель Петербургской судебной палаты. Председательствовал на процессе 1-го Петербургского Совета рабочих депутатов. Возглавлял сенатскую комиссию, созданную 8 июня 1915 для выяснения причин и виновников майских беспорядков в Москве. Согласно рапорту Крашенинникова «поступки московского градоначальника» заключали в себе «признаки противозаконного бездействия власти по предотвращению и прекращению беспорядков». Передал Сенату заключение комиссии на предмет возбуждения против бывшего московского градоначальника А. В. Адрианова уголовного преследования. Первый Департамент Сената постановил назначить над Адриановым предварительное следствие, но дальнейшего хода дело так и не получило. (Подробнее см.: Джунковский В. Ф. Воспоминания: в 2 т. Т. 2. М., 1997.). После свержения самодержавия Крашенинников был арестован. Об обстоятельствах ареста сообщает Н. Н. Суханов: «Я лично подписал единственный подсунутый мне ордер об аресте за всю революцию. Моей случайной жертвой был человек, во всяком случае достойный своей участи более, чем многие сотни и тысячи. Это был Крашенинников… высокодаровитый человек и убежденный черносотенец, возможный глава царистской реакции и вдохновитель серьезных монархических заговоров. Он был освобожден через несколько дней. Потом в петербургский период большевистской власти, переехав с Карповки на Шпалерную, я обнаружил, что мы соседи, живем на одной площадке… А в московский период большевизма Крашенинников, как я прочитал в газетах, был, не знаю кем и при каких обстоятельствах, расстрелян на Кавказе» // Суханов Н. Н. Записки о революции: В 3 т. Т. 1. Кн. 1-2. М., 1991. С. 124. 61 Спасение общества – это высший закон (лат.). 62 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 94 – 96 об. 63 Там же. Л. 97. 64 Имеется в виду П.А. Столыпин. 65 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. Л. 97 – 98. 66 Там же. Л. 99 об – 100 об. 67 Кривошеин Александр Васильевич (1857 – 1921). Из дворян. Окончил юридический факультет Петербургского университета, юрисконсультант частной Северо-Донецкой железной дороги. С 1884 служил в Министерстве юстиции, с 1887 – в земском отделе МВД. В 1889–1891 – комиссар по крестьянским делам в Царстве Польском. С 1902 начальник Переселенческого управления МВД. С 1905 товарищ главноуправляющего землеустройством и земледелием. С 1906 член Государственного совета и товарищ министра финансов. Гофмейстер (1909), статс-секретарь (1910). В 1908–1915 Главноуправляющий землеустройством и земледелием, один из соратников П. А. Столыпина в проведении аграрной реформы, сторонник ликвидации общинного землевладения и развития хуторского хозяйства. С 1916 член комиссии по делам сельского хозяйства Государственного совета. После Октябрьской революции один из организаторов «правого центра». В 1918 в Киеве организовал монархический «Совет государственного объединения России» (был товарищем его председателя). В годы гражданской войны был председателем «Правительства Юга России» П. Н. Врангеля. С 1920 в эмиграции. (В ХРОНОСе см.ст. Кривошеин Александр Васильевич) 68 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 101 об. – 102. 69 Последнего дня осужденного к смерти (франц.). 70 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 104 об. – 105. 71 Конец России 72 Тиханович-Савицкий Нестор Николаевич (1866 – после июля 1917) Из астраханских купцов, владелец музыкального магазина. Председатель астраханского отдела Союза русского народа. Затем председатель Астраханской народной монархической партии. Был ее руководителем вплоть до запрещения партии, после февраля 1917. В 1915-1917 гг. многократно направлял телеграммы министрам, требуя «обуздать» Думу и Прогрессивный блок. В марте-мае 1916 направил несколько аналогичных посланий Николаю II. (В ХРОНОСе см.ст. Тиханович-Савицкий Нестор Николаевич) 73 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 105 об. – 106. 74 Восторгов Иоанн Иоаннович (Иван Иванович) (1864-1918). Родился в семье священника. В 1887 окончил Ставропольскую Духовную семинарию. В 1887–1889 – надзиратель и учитель русского и церковнославянского языков в Ставропольском духовном училище. С августа 1889 в священном сане, служил в Ставропольской епархии. С 1894 служил в Закавказье. С 1900 – епархиальный наблюдатель церковноприходских школ и школ грамоты. С января 1901 – протоиерей. Был редактором журнала «Духовный вестник Грузинского экзархата». В 1901 был командирован в Персию для обозрения дел Российской Православной духовной миссии и ревизии состоящих при миссии школ. С июня 1906 служил в Московской епархии в должности проповедника-миссионера с правами противосектантского епархиального миссионера. Член Совета Братства св. Петра митрополита в Москве. Член Предсоборного Присутствия при Св. Синоде. В августе 1907 – участник миссионерского съезда в Нижнем Новгороде. С октября 1907 синодальный миссионер-проповедник при Св. Синоде. В 1908 – участник IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве. С 1909 – заведующий московскими пастырскими курсами. Настоятель Князе-Владимирской церкви при Московском епархиальном доме. Основатель Московских Высших богословских женских курсов. С мая 1913 – настоятель Покровского собора (храма Василия Блаженного) в Москве. 30 мая 1918 арестован ВЧК в Москве и помещен в московскую внутреннюю тюрьму ВЧК, потом был переведен в Бутырскую тюрьму. Расстрелян в Москве (об обстоятельствах расстрела см.: Кобяков С. Красный суд // Архив русской революции. Кн. 4. Т. 7. М., 1991). Канонизирован Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. См.: Павликова Л. Ф. Протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов [Воспоминания о Февральской революции в Москве] // Записки Отдела рукописей. Вып. 51. М., 2000. (В ХРОНОСе см. ст. Восторгов Иоанн Иоаннович) 75 Скворцов Василий Михайлович (1859-1932) – миссионер, церковный публицист. Окончил Киевскую духовную академию, чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода (с 1895), миссионер Киевской и Полтавской епархий. Редактор-издатель журнала «Миссионерское обозрение». В 1906-17 издавал церковно-политическую газету «Колокол». После 1917 в эмиграции. Жил в Югославии. В 1921 – член Карловацкого Всезаграничного церковного собора. Преподавал в Сараевской духовной семинарии. 76 Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872 – 1916). Родился в крестьянской семье в селе Покровском Тобольской губернии. При содействии Тобольского епископа Варнавы и ректора Петербургской духовной академии Феофана был принят в придворных кругах. Приобрел славу целителя и «старца». Был приближен к царской семье. Убит в ночь с 16 на 17 декабря 1916 в доме князя Ф. Ф. Юсупова в результате заговора. В убийстве принимали участие великий князь Дмитрий Павлович, князь Ф. Ф. Юсупов, член Государственной думы В. М. Пуришкевич, считавшие, что деятельность Распутина дискредитирует царскую фамилию, и надеявшиеся с помощью его убийства укрепить положения правящей династии. (В ХРОНОСе см. ст. Распутин (Новых) Григорий Ефимович) 77 Григорьев Владимир Николаевич (1851 – ?) – генерал от кавалерии (1912). 7 марта 1909 назначен комендантом Ковенской крепости. 24 июля (6 августа) 1915 крепость была обложена германскими войсками под командованием генерала К. Литцмана. 26 июля (6 августа) началась артподготовка. Григорьев, бросив подчиненные ему войска, бежал. 4 (17) августа крепость была сдана. Потери составили 20 тыс. человек и 405 крепостных орудий. Двинский военно-окружной суд, рассмотрев 19-26 сентября 1915 дело Григорьева, признал того виновным в том, что он не подготовил крепость к обороне, а когда неприятель уже ворвался в нее, «самовольно» покинул свой пост. Григорьева приговорили к 15 годам каторжных работ. 22 ноября 1915 приговор был утвержден главнокомандующим армиями фронта. (В ХРОНОСе см. ст. Григорьев Владимир Николаевич) 78 Гучков Александр Иванович (1862 – 1936). Родился в купеческой семье. В 1885 окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1891 – чиновник особых поручений при нижегородском генерал-губернаторе. С 1893 – член Московской городской управы. В 1899 – волонтер в армии буров в англо-бурской войне в Южной Африке, был ранен. В 1901 назначен директором, затем управляющим Московским учетным банком. В 1904 воевал в Македонии с турками. Во время русско-японской войны 1904 – 1905 был уполномоченным отряда Красного Креста. Один из основателей и лидер «Союза 17 октября». Депутат III и IV Государственной думы. С марта 1910 по март 1911 ее председатель. В 1915 избран в Государственный совет. Во время первой мировой войны председатель Центрального военно-промышленного комитета, член Особого совещания по обороне. Участник «Прогрессивного блока». Вместе с В. В. Шульгиным принял документ об отречении Николая II. После Февральской революции – начальник Петроградского военного гарнизона, затем военный и морской министр в первом составе Временного правительства. Выступал за войну «до победного конца». После Октябрьской революции участвовал в организации борьбы против большевиков. С 1918 в эмиграции. Жил в Берлине, затем в Париже. (В ХРОНОСе см. ст. Гучков Александр Иванович) 79 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 110 – 113 об. 80 Нейдгардт Алексей Александрович (1832 – 1915) – прокурор Московской Синодальной конторы. 81 Степанов Филипп Петрович (1857 – ?) – прокурор Московской Синодальной конторы. 82 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 24. Л. 128 – 129 об. 83 Челноков Михаил Васильевич (1863 – 1935) Окончил Лазаревский институт восточных языков, с 1889 гласный Московской городской думы и губернского земского собрания. С 1890 председатель Московской уездной управы, в 1894 – 1906 член Московской губернской земской управы. Депутат II – IV Государственной думы. Секретарь II Думы. Член кадетской партии. 84 Рябушинский Павел Павлович (1871 – 1924). Из старообрядческой семьи. Окончил Московскую Практическую академию коммерческих наук (1890). С 1902 совладелец банкирского дома «Братья Рябушинские» и председатель совета организованного на его основе Московского банка (с 1912). С 1906 старшина (с 1915 председатель) Московского биржевого комитета, член Совета съездов представителей промышленности и торговли. С 1905 член ЦК «Союза 17 октября», в октябре 1906 перешел в Партию «мирного обновления». В 1912 один из инициаторов создания партии прогрессистов, член ЦК и председатель ее Московского комитета. Издавал газеты «Утро» (1907) и «Утро России» (1907, 1908 – 1917). С июня 1915 председатель Московского Военно-Промышленного комитета. Был избран в Государственный Совет. В Февральскую революцию один из инициаторов создания московского Комитета общественных организаций. Поддержал идею военной диктатуры, после краха корниловского выступления отошел от политики. В 1919 эмигрировал. (В ХРОНОСе см. ст. Рябушинский Павел Павлович) 85 Астров Николай Иванович (1868 – 1934). Родился в семье врача. Окончил юридический факультет Московского университета (1892). С 1890-х работал в органах московского городского самоуправления. В 1903 избран гласным Городской думы. Член кадетской партии и ее московского городского комитета. В Городской думе в 1913 – 1916 председатель Комитета прогрессивной группы гласных. В годы первой мировой войны – член Главного Комитета Всероссийского союза городов. С 1916 член ЦК партии кадетов. После Февральской революции товарищ комиссара Временного правительства в Москве. В конце марта – конце июня – московский городской глава. После Октябрьской революции – в эмиграции. Оставил «Воспоминания» (Париж, 1941; М., 2000). 86 ГАРФ. Ф. 634. Оп. 1. Д. 25. Л. 4 об – 6. 87 Там же. Л. 37 – 38. 88 Там же. Л. 50 – 51. 89 Там же. Л. 51 об; 52 об. – 54 об. Далее читайте:Тихомиров Лев Александрович (1852-1923), биографические материалы. Л. А. Тихомиров. Из дневников 1900-1904 годов. Л. А. Тихомиров. Из дневника за 1916-1917 гг. Публикация, предисловие и примечания А. В. Репникова. Л. А. Тихомиров. Из дневника за 1916 г. Публикация, предисловие и примечания А. В. Репникова (продолжение). Л.А. Тихомиров. Критика демократии Л.А. Тихомиров. Государственность и религия Л.А. Тихомиров. Религиозно-философские основы истории П.Ф.Якубович - письмо Л.А.Тихомирову от 31 октября (по юлианскому календарю). Сергей Чесноков. "Около Тихомирова" Ремнев А.В. Крестный путь Льва Тихомирова ("Исторический ежегодник", 1997 (спецвыпуск) год) Мраморнов А.И. «Захолустный» свидетель уходящей России. (Рецензия на публикацию дневников Л. А. Тихомирова за 1915 – 1917 гг. ). 25.01.2009 Мягкова Елена. Вопрошая прошлое. (Рецензия на публикацию дневников Л. А. Тихомирова за 1915 – 1917 гг. ). 25.01.2009 Минаков А.Ю. Рецензия на публикацию дневника Л.А. Тихомирова. (Рецензия на публикацию дневников Л. А. Тихомирова за 1915 – 1917 гг. ). 25.01.2009 Тесля А.А. "Прежде я даже воображал, будто я что-то “сделал”. [Тихомиров, Л.А.]Дневник Л.А. Тихомирова. 1915 – 1917 гг. / Сост. А.В. Репников. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008. – 440 с., ил.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |