Афон, Святой Афон |
|
- |
РЕЛИГИИ МИРА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Афон, Святой АфонСвятой Афон - единственная в мире православная монашеская республика с тысячелетней историей, с исключительно мужским населением. Она находится на территории третьего «пальца» Халкидик, на 80 с лишним километров вдающегося в море. Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена. Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи. Невозможно описать Святой Афон привычными категориями… Представьте себе самую прекрасную природу, одновременно горную, равнинную и приморскую. Представьте самую богатую сокровищницу византийского наследия, поражающую не только специалистов. Представьте место настолько намоленное и святое, что все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь – ясной и легкой. Представьте – и обязательно постарайтесь увидеть его. Для посещения Святого Афона мужчины могут получить специальное разрешение – «диамонитирион», женщины же, ввиду существующего издревле запрета, могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова. Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова, на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона. Использованы материалы сайта http://www.athos.ru/ Афон (Святая Гора) — узкий гористый полуостров на северо-востоке Греции, выступающий в Эгейское море. Со времен поздней античности оставался необитаемым, не считая святилища Аполлона на вершине горы, разрушенного в правление императора Феодосия I Великого. Первые христианские монахи появились там в VII в., после того как на Шестом Вселенском соборе в 680-681 гг. было принято совместное решение светских и церковных властей о передаче Афона в распоряжение гонимых мусульманами монахов из Сирии, Палестины и Египта. Первоначально монахи преимущественно обитали в пещерах и других естественных укрытиях, устраивали в них небольшие часовни. С началом IX в. на Афоне началось строительство множества монастырей, и вскоре его стали называть Святой Горой. Первое письменное упоминание об афонских монахах встречается у византийского историка Иосифа Гинесия в его описании празднования в Константинополе восстановления иконопочитания в 843 г. Самыми ранними известными афонскими анахоретами были святые Евфимий Новый и Петр Отшельник, жившие в IX в. Хрисовул 872 г. императора Василия I Македонянина (866-886) утвердил за монахами Святую Гору как исключительно им принадлежащую территорию. Около 942 г. император Роман I Лакапин (920-944) предоставил ежегодную субсидию в размере одной номисмы на каждого афонского монаха, установленную для крупных монашеских центров империи. В первой половине X в. на Афоне уже были известны два довольно крупных монастыря: Святого Климента и Ксеропотам. К тому времени сложилась в основных чертах система управления, определились внутренние правила жизни монахов Афона. С 908 г. во главе монашеского самоуправления стоял назначаемый императором прот, председательствовавший в протатоне — совете монастырских старцев. Собрания совета (синаксисы) проводились трижды в год: на Рождество, Пасху и Успение Богородицы в Карее, административном центре полуострова. Одним из первых благотворителей Афона был полководец и император Никифор II Фока (963-969), сделавший значительные пожертвования из добычи, захваченной у сарацин после освобождения о. Крит от мусульманского господства, в том числе ворота дворца критского эмира. На эти средства святой подвижник Афанасий Афонский основал Большую лавру — богатый монастырь, имевший многочисленных насельников, значительную недвижимость, земельные угодья и даже собственный корабль. Некоторое время анахореты противились новым «суетным» формам монашеского общежития на Святой Горе, но в 972 г. император Иоанн I Цимисхий (969-976) дал Афону первый типикон (устав), узаконивший оба вида монашеского бытия, а также права и обязанности прота и игуменов, отношения между иноками и мирянами. С тех пор на Афоне стали гармонично развиваться все виды монашества. Начиная с XI в. Афон сделался одним из главнейших монашеских центров Византийской империи. Благодаря выгодному географическому положению и привилегиям афонские монастыри стали развивать собственную морскую торговлю, приносившую им немалую прибыль. В середине XI в. уже существовали главные афонские монастыри: Большая Лавра (Святого Афанасия), Ватопед, Иверон, Ксеропотам, Дохиар и Есфигмен. Изначально все афонские монастыри подчинялись непосредственно императору, но император Алексей I Комнин (1081- 1118) изменил этот порядок и переподчинил их константинопольскому патриарху, который осуществлял свои полномочия через епископа соседнего города Иерисса. Благоденствие Афона продолжалось вплоть до захвата большей части Византийской империи крестоносцами Четвертого крестового похода. В 1206 г. по распоряжению папы Иннокентия III политическую власть над Афоном получило Фессалоникийское королевство, а церковную — номинальное папское епископство во Фракии. На Святой Горе с появлением крестоносцев начались убийства, грабежи, глумления над монахами и надругательства над святынями, и вскоре большинство монастырей опустело. В 1222 г., после отвоевания Македонии, эпирский деспот Феодор Дука (1215-1224) освободил от латинян и полуостров Афон, а когда в 1261 г. Константинополь вновь стал столицей Византии, Афон восстановил свои связи с Вселенским патриархатом. Однако уже в 1277 г. из-за резкого неприятия святогорцами союза императора Михаила VIII (1259-1282) с папством Михаил послал войско для подавления монашеской крамолы. В ходе этого карательного похода были сожжены многие монастыри и протатон. После смерти Михаила VIII его сыну, императору Андронику II (1272-1328) пришлось приложить значительные усилия, чтобы примириться с афонскими монахами. В 1307-1309 гг. Афон захватили каталонские наемники, разрушавшие монастыри, грабившие монастырские ценности и терроризировавшие монахов. Однако после ухода каталонцев монастыри быстро восстановили свои богатства и продолжили развиваться благодаря пожертвованиям центральной власти и частных благотворителей. В те годы широкое распространение и признание на Афоне получило учение исихазма. Периодически Афонские монастыри страдали от набегов турецких пиратов и военных действий. Некоторое время Афон находился под властью сербского короля Стефана Душана и подчинялся сербскому патриарху. Стефан Душан оказывал покровительство афонским монастырям, при его поддержке основывались новые обители, реставрировались и украшались храмы. На средства местных властей и иностранных правителей были основаны монастыри: Пантократора, Григориат (молдавский), Симонопетра (сербский), Диони- сиат (валашский), Святого Пантелеймона (русский) и Кутлумуш. С того времени Афон стал по праву считаться мировым центром православного монашества. В 1371 г. Афон вновь оказался под контролем Константинополя, но ненадолго; в 1383 г. полуостров захватили турки-османы. Афонцы сумели выхлопотать у султана обещание неприкосновенности своих монастырей и их собственности, но этот договор турецкой стороной часто нарушался: обители периодически подвергались разграблению, посевы поджигались, а монахи захватывались в плен. Бесчинства турок прекратились в 1404 г., когда император Мануил II Палеолог (1392-1425) договорился с султаном Сулейманом I о выводе турецких войск с Афона. Константинопольские власти старались по мере возможности поддерживать монастыри, но их силы под османским гнетом иссякали. В 1424 г., когда Афон оказался отрезанным от Фессалоник и возникла реальная угроза нападения турок на полуостров, делегация афонских монахов явилась к султану Мураду II и просила его покровительства. С этого времени Афон опять оказался под турецким игом. Чтобы выживать под тяжелым налоговым бременем, при произволе турецких чиновников и расквартированных солдат, афонцы были вынуждены использовать всю свою изобретательность и значительные финансовые ресурсы, поступавшие от торговой деятельности и в качестве пожертвований. С византийских времен и по сей день вход на Афон запрещен не только женщинам, но также и самкам животных. Монастырские библиотеки Афона содержат множество ценнейших рукописей. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 140-143. Афон (иначе Святая Гора) — гористая местность высотой в 2033 м над уровнем моря на м. Нимфеон п-ова Айон-Орос, далеко вдающемся в Эгейское море, в греч. провинции Македония, на которой возник целый город православых монашествующих. Первые иноки появились здесь в VI в. Сначала это были одинокие пустынножители. Небольшие по размерам и материальным средствам обители возникали на А. в царствование визант. имп. Константина Погоната (668—685), официально отдавшего этот п-ов инокам. Последующие императоры также благоволили к насельникам ставших постепенно святынями мест. Вскоре после смерти св. Афанасия Афонского, особенно способствовавшего развитию и укреплению здесь иноческой жизни, монашество А. начало столь выделяться высотой своего духа среди пр. православ. монахов, что само местопребывание их на А. в Уставе имп. Константина Мономаха получило наименование «Святой Горы». К XIII в. вся гора уже была покрыта монастырями и представляла собой целое иноческое сообщество со своим жизненным укладом. В 1204, когда Константинополь был захвачен крестоносцами, А. также был превращён в цитадель католицизма. При имп. Михаиле VIII Палеологе афон. монахи подверглись гонениям за то, что выступили против новой веры императора, перешедшего в католичество. В 1453 на А. пришли турки, и Святая Гора пришла в запустение. Жизнь в монастырях едва теплилась до нач. XIX в. Однако и во время владычества турок паломничество на Святую Гору из всех православ. стран, в т. ч. и из России, не прекращалось. Многие рус. князья, бояре и цари давали большие средства «афонским старцам» на поддержание жизнедеятельности монастырей, семинарий, на пополнение собраний прекрасных библиотек, икон и святынь. Часто из России на А. посылались посольства от светских или духовных властей с просьбой дать совет или разъяснение по тому или иному вопросу, касающемуся жизни гос-ва или церкви, разрешить философ. спор между отдельными течениями или вопросы престолонаследия (напр., разрешение на развод вел. кн. моск. Василия III Ивановича с Соломонией Сверчковой-Сабуровой и новый брак), настолько высоким был авторитет монахов с А. Русским издавна принадлежал монастырь св. Пантелеймона, в 3 часах ходьбы от Карен, на сев.- зап. стороне А., на низкой скале побережья Святогорскаro зал. Причины возникновения здесь рус. обители объясняются в рукописи архиманд. Варлаама (1706): «спонеже все святогорские отцы, советовавшие с собою за высоким благословением святейшаго господина отца Кир Гавриила, патриарха цареградскаго, избраша единому быть между всеми греческими и болгарскими монастырями, русским, дабы отовсюду приходящие странники, хотящии там быти, при нем пребывание имели». Но, когда такое решение было принято — неизвестно. Предание относит его ко времени вел. кн. киев. Владимира Святославича, но скорее всего, рус. монастырь на А. был основан в соответствии с хрисовулом имп. Алексея Комнина (1080), и, судя по документу, находящемуся в монастыре Богоматери — Ксилурге, эту обитель следует считать первой, которую греки уступили русским. Монастырь же святаго Пантелеймона, принадлежавший на А. солунянам, отдан им в 1172. Там в густом лесу, на вершине горы, и основали рус. монастырь, существовавший до XVIII в. В XIV—XV вв. его величали в грамотах как «сербская лавра» (потому что первым из сильных мира сего сюда пришёл серб. царевич Савва.) и «царская лавра», а затем — «Русика». За серб. владетелями не забывали его своими подаяниями молд. и валах. господари, а потом царь Иван Грозный и династия Романовых. Но после 1770- х гг. Русике пришлось плохо: иноки должны были оставить его за неимением средств к существованию. Осталась лишь монастырская пристань с храмом Boзнесения. Здесь в 1803 благодаря монаху Савве и была вновь основана рус. обитель на средства, предоставленные госп. Молдавии кн. Каллимаха. Возникшее здесь общежитие чуть не исчезло во время рус.- тур. войны (1816—1828), однако Адрианопольский мирный договор позволил вновь собрать братию. Монастырь начал поправляться под управлением отца. Герасима, преемника Саввы, который начал сооружать здания, украсившие эту обитель, начиная с храма св. Пантелеймона, где покоилась голова великомученика с др. мощами. В монастырском архиве хранились ок. 60 хрисовулов греч. императоров, грамот серб. и рус. царей, с ХШ до кон. XVII в. Грамотой (29 февраля 1660) архимандриту монастыря было разрешено через 4 года на пятый приезжать в Москву за милостыней. Монастырь Св. Пантелеймона был (1850) во владении греков, русских же насчитывалось из 200 чел. братии лишь 50. Но уже скоро обстановка изменилась, и русских оказалось больше всего среди монашествующих. Монастырь Св. Пантелеймона стал весьма благоустроенным и первым на А. по строгости своего устава. Рус. скит Св. Илии основан уроженцем г. Полтава и постриженным в г. Любеч старцем Паисием Величковским, прибывшим на А. в 1746. Устроив скит, Паисий занялся переводом на слав. яз. книг: «Добротолюбие» и соч. Исаака Сирина, и собрал до 100 чел. братии, но против искусного духовного вождя восстали недовольные его управлением, и он удалился с 64 чел. (из всего числа монашествующих) в Нямцу, в Молдавии, и основал там Новую лавру; здесь же осталось большинство малороссиян. Скит владел землями близ г. Салоники, в Македонии и в Бессарабии. Иверский монастырь, издревле известный рус. паломникам основан современниками св. Афанасия, представителями рода Багратидов, братьями Иоанном и Евфимием, прославившимися постничеством. В поисках совершенного уединения они поселились в 6 часах ходьбы от св. Афанасия, возле храма, основанного каким-то Климентом. Сами братья с помощью привлечённых святостью их жизни последователей, построили храм Иоанна Предтечи и образовали небольшую обитель, в которой захотел провести остатокь жизни родственник основателей, воевода Георгий Торникий, но был вызван императрицей Феофано для отражения арабов. Отогнав завоевателей, он вернулся с богатством, давшим возможность расширить монастырь и возвести в нём разные сооружения, начиная с великолепного храма Успения Богоматери. Ко времени окончания застройки Ивера относят приплытие по морю иконы Богородицы, взятой иноками и поставленной сперва над гл. входом в обитель, а потом в церкви «Вратарницы ». В 1260 Ивер, названный так по национальности основателей обители, был разор ён шайкой разбойников «каталонцев», грабивших А. 3 года подряд. Пострадал Ивер, если верить преданиям, и в эпоху взятия султаном Мехметом II Константинополя (1453). Оставался необитаемым полвека и будто бы только в 1500 был восстановлен груз. царём, отцом некоего Кайхозру. Ивер приведён в цветущее состояние и окончательно устроен в 1674. Монастырь Ивер имеет форму крепкого замка с бойницами и высокой башней у пристани. Иверская икона Богоматери находится в приворотном храме, а внутри стен: собор Успения, малый храм Предтечи и трапезная. В алтаре хранятся части мощей разных святых, в т. ч. апостолов — Петра, Варфоломея, евангелиста Луки, Лазаря, воскрешённого Христом, и мн. др. Точный список с чудотворной Иверской иконы был прислан в Москву при царе Алексее Михайловиче и помещ ён патр. Никоном в основанный им на Валдайском оз. Иверский монастырь (1656); др. список, привезённый позже, поставлен в часовне у Воскресенских ворот в Москве. В числе легенд, относящихся к Иверу на А., есть сказание о посещении Святой Горы Богоматерью, приставшей «к Климентовой пристани» близ Ивера, где сооружена часовня. Ивер один из богатейших монастырей на А. Кроме земель в Македонии и Румынии, ему принадлежал греч. Никольский монастырь в Москве. Владимир Богуславский Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.
Далее читайте:Устав Афонского Пантелеимоного монастыря. Страхов Н.Н. Воспоминание о поездке на Афон. Никольский Е.А. Краткое описание Святого Афона. (Описание первых лет XX века). Обращение монахов с Афона. 7(20) – 13(26) февраля 2008 г. “Избавительница”, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находилась на Афоне в Русском Пантелеймоновском монастыре. “Закланная”, чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Находится на Афоне в Ватопедском монастыре. Православные иконы:| А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш-Щ | Э | Ю | Я |Все религиозные термины:| АБ | БА | ВА | ГЕ | ДА | ЕЗ | ЖИ | ЗВ | ИБ | КА | ЛА | МА | НА | ОБ | ПА | РА | СА | ТА | УР | ФА | ХА | ЦА | ЧА | Ш-Щ | ЭА | ЮА | ЯЗ |В Сети:Акты русского на святом Афоне монастыря св.великомученика и целителя Пантелеймона. 1873. http://rapidshare.com/files/179853628/Akty_russkogo_na_svyatom_Afone_monastyrya_1873.pdf
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |