> XPOHOC > БИБЛИОТЕКАЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЛАТОНОВА >  ТАЙНА ПЛАТОНОВА  >  
ссылка на XPOHOC

Соломон ВОЛОЖИН

2000 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Тайна Платонова

portret1

Оглавление

Предисловие, постоянно-переходящее к каждой книге данной серии

Предисловие

Вступление

Часть 1. О второй половине зрелого творчества Платонова

Глава 1. О сказке “Неизвестный цветок”

Глава 2. О рассказе “Река Потудань”

* Отвлечение на “Чевенгур”

* Возврат к рассказу

* Отвлечение на “Чевенгур”

* Возврат к рассказу

Глава 3. О рассказе “Такыр”

Глава 4. О рассказе “Одухотворенные люди”

Глава 5. О рассказе “Фро”

Глава 6. О рассказе “Июльская гроза”

* Вывод о первой части книги

Часть 2. Пограничье

Глава 7. О повести “Джан”

Часть 3. О второй половине зрелого творчества Платонова (на примере романа “Чевенгур”

Глава 8. Лжекоммунист раскаялся в алчности, коммунист - в аскетизме. За что же сам Платонов, если середина не для него?

Глава 9. Ложный ход мысли, мол, Платонов альтернативен

Глава 10. Заступничество Платонова за коллективистов

* Отвлечение на “Колыбельную” Севелы

* Возврат к роману

Глава 11. Заблуждение: Платонов, мол, против только коммунизма темных. Или почему не сказом написан “Чевенгур”

* Темные - не только темный народ

Глава 12. Платонов - за коммунизм. Довод первый

Глава 13. Платонов - за коммунизм. Доводов - множество

Глава 14. Спор с собой, с главой 11, путем самоцитирования своих прежних ошибок. Или торжество Выготского и Натева

Глава 15. И все-таки, еще раз: может быть - барокко?

* Отвлечение на уютную солидарность по Гольдштейну

* Отвлечение на “Военную тайну” Гайдара

Глава 16. Самая последняя проверка

* Отвлечение на “Гаргантюа и Пантагрюэля” Рабле

* Возвращение к “Чевенгуру”


ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИСКУССТВА

КНИГА ПЯТАЯ

С. Воложин

ТАЙНА ПЛАТОНОВА

Одесса 2000 г.

 

ББК 83.3 (2Рос=Рус)6

В 68

УДК 821.161.1 (092) - 31

Воложин С. И.

Тайна Платонова. - Одесса: Студия “Негоциант”, 2001. - 132 с. (Закономерность искусства. Кн. 5.)

ISBN 996-7423-63-8

 

Автор делает попытку открыть пафос творчества и художественный смысл нескольких произведений А. Платонова (попутно – и некоторых произведений других авторов: Э. Севелы, А. Гайдара, Ф. Рабле), опираясь на новейшие открытия в науке об искусстве.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также на специалистов.

В 4603020101

ББК 83.3 (2Рос=Рус)6

1999

УДК 881.161.1 (092)-31

ISBN 996-7423-63-8

Воложин С. И., 2001

 

Студия “Негоциант”, 2001

 

Предисловие, постоянно-переходящее к каждой книге данной серии

- Миссия есть у каждого... Самое интересное... что человек чаще всего не догадывается, в чем его миссия...

“Хрустальный мир”. В. Пелевин

Моя миссия, по крайней мере, в этой серии книг, заключается, видимо, в том, чтоб дать как можно больше примеров применимости Синусоиды - я это так называю - идеалов (с инерционными вылетами вон из нее), идеалов, которыми одушевлены были творцы произведений искусства при их создании, для выявления художественного смысла этих произведений.

Я было пробовал когда-то поделиться своей находкой: послал материал в центральную газету, в толстый журнал... - Не взяли. Сделал принтерные самоиздания (по паре экземпляров) нескольких работ и подарил их одной-другой библиотеке. - Взяли. Но - в отделы рукописей, и вещи не попали в общие каталоги. Напечатал несколько статей в местных газетах. - Но там не развернешься. И никто не понял, на какой системе все у меня базируется. Издал кое-что, крошечными тиражами, для библиотек. - В общие каталоги попало, но никто их там не ищет.

Нет. Надо - как в кибернетике: для надежности передачи информации обеспечь ее избыточность.

Когда-то я писал и думал: будь у меня сто жизней - я бы всю историю искусств построил по Синусоиде с ее вылетами....

Вот и надо внушить ту же мысль печатно, количеством моих применений такой Синусоиды.

Правда, я не мог это издавать сразу после написания, а теперь уже не полностью согласен с самим собой, прежним. - Ну, зато видна эволюция от книги к книге. Может, это даже и лучше для усвоения.

 

Предисловие

Прошло несколько лет с тех пор, как был написан этот труд. Всего несколько лет. Но каких! Целая эпоха минула. И предлагаемое вашему вниманию исследование потеряло злободневность. Политическую, во всяком случае.

Однако, по-моему, некоторая его ценность сохранилась. Во-первых, как бы ни менялась мода в эти годы, уставшие от нее с удивлением прочтут здесь нечто - так им покажется - из нынешнего ряда вон выходящее и уже хотя бы потому занимательное. Во-вторых,- что непреходяще,- это научно-популярное исследование имеет свойство обучать; оно является своеобразным пособием для тренировки ума, а именно: 1) чрезвычайного сосредоточения мысли, 2) стремления прийти в соприкосновение с действительностью (с произведением), 3) привязанности к избранной мысли с одновременным абсолютным беспристрастием к ней и 4) детальности мысли. Здесь есть и такая редкость, как демонстрация собственных заблуждений автора в открытии художественного смысла того или иного произведения (ошибки-то - учат!). Для думающих людей, не трутней Истории, сочинение и вовсе будет любопытным, ибо касается выхода из неизбежной экологической катастрофы на планете - это, в-третьих. В-четвертых, работа небезынтересна для специалистов искусство- и литературоведов: здесь обкатывается не только известная идея синусообразности развития искусства, но и приложение ее к законам изменчивости идеалов художника (синусоида идеалов), а главное, здесь демонстрируется еще непринятая научной общественностью идея инерционных вылетов вон с синусоиды идеалов. Впрочем, неспециалисты пусть не пугаются: их интересы учтены; мало того, скептики убедятся, что мыслима неболтология в этой неточной области - в науке об искусстве. Кроме того, те, кому не одолеть Платонова (это трудный для чтения писатель), могут здесь о нем получить довольно внятное представление, так как я даю сюжеты разбираемых сочинений и много их цитирую. Наконец, эта вещь, возможно, способна спровоцировать желание почитать самого Платонова.

И я решил не оставлять ее в написанном от руки виде.

 Прогресс! Никогда у человека... не было так мало шансов понять себя... Беда не во врагах монархии, а в том, что верх над жизнью берет проект.

Социализм неизбежен и... исполнение манящей мечты обернется небывалым испытанием, но у человека нет другого достойного выхода, кроме как вынести еще и этот надрыв.

по К. Леонтьеву

Я все-таки не уверен, что инстинкт собственности - единственный творческий стимул человека, не уверен, что так уж “безличностны” были наши далекие предки, что вообще все развитие и прогресс человечества сводится к развитию и обособлению личности. На наших глазах растет в людях ощущение своей принадлежности к человечеству...

...Возьмем маркетинг как небезуспешную попытку сочетать плановые начала и рыночную стихию. Я далек от того, что современное капиталистическое предприятие с его сотнями и тысячами держателей акций - это уже в готовом виде остров коммунизма, чуть ли не колхоз в улучшенном варианте. Но тенденция очевидна.

Мы живем в эпоху коммунистической революции. Только революция - в научном смысле слова - совсем не то, что мы привыкли понимать под этим на уровне школьного учебника. Говорить, что “революция произошла 25 октября 1917 года”, вполне допустимо, если речь идет о революции политической. Я же говорю о революции социальной, революции в более широком смысле. Революция - это процесс вытеснения старого качества новым, он длителен и многосложен. “Эксплуататорская” революция... продолжалась многие столетия. Так и коммунистическая революция займет достаточно долгий срок, хотя, вероятно, и меньший, чем эксплуататорская...

A что касается того, “строить” коммунизм или “ждать” его - как тут ответить? Наверное, знать тенденцию развития общества не менее полезно, чем знать, что после зимы приходит весна, знать приметы ее приближения, вовремя готовить семена и соответствующую технику. Может быть, то, что кажется “закатом” марксизма, на самом деле начало его возрождения от всего упрощенного, случайного, наносного, в том числе и связанного с пребыванием в ранге господствующей идеологии на доброй трети земной.

 

А. Барабанов. 1990 г.

 

Вступление

Как всегда в пятницу, 9 марта 1990 года шла самая популярная в стране телепередача “Взгляд”. В студию были приглашены четыре выдающиеся женщины (по случаю прошедшего международного женского дня); ведущий проинтервьюировал их. И слова одной, народного депутата Старовойтовой, для кремня моей веры в коммунизм стали огнивом, высекшим, наконец, искру понимания единого пафоса почти всего (если не всего) творчества Платонова. Вот эти слова:

- Когда будет построен коммунизм?

- Никогда.

- Почему?

- Потому что коммунизм противоречит человеческой природе.

И я вдруг понял: какому бы беспощадному художественному испытанию Платонов идею коммунизма ни подвергал, с какой бы очевидностью ни получал он отрицательный результат своих художественных экспериментов - такой результат он квалифицировал как аналог испытания современностью, но не будущим, пусть далеким, в котором коммунистического типа люди будут в большинстве, а не в меньшинстве, как в его время. И потому Платонов - сверх- (так сказать) исторический оптимист.

Вот этой искрой понимания, я, уверен, смогу теперь осветить самые темные места его произведений, самые неожиданные скачки в его сюжетах, и, возможно, даже само его беспрецедентное странноязычие в непечатавшейся до перестройки прозе его. Чувствую, что смогу. Надеюсь, что смогу.

Начну с конца творческого пути Андрея Платонова, этого - смею предварить анализ - Шекспира советского времени. Шекспир кончил откровенными утопиями, Платонов - сказками.


Соломон Исаакович Воложин

ТАЙНА ПЛАТОНОВА

 

Ответственный за выпуск

Штекель Л. И.

 

 

Н/К

 

Сдано в набор 25.02.2001 г. Подписано к печати 05.03.2001 г.,

формат 148х210. Бумага офсетная. Тираж 50 экз.

Издательский центр ООО “Студия “Негоциант”

270014, Украина, г. Одесса, ул. Канатная 16/5


Здесь читайте:

Энциклопедия творчества Андрея Платонова

Платонов Андрей Платонович (биографические материалы)

Андрей Платонов Однажды любившие

Андрей Платонов Машинист (либретто)

Андрей Платонов Отец-мать (сценарий)

Андрей Платонов Луговые мастера

Андрей Платонов Сокровенный человек

Андрей Платонов Семен

Андрей Платонов Усомнившийся Макар

Андрей Платонов Река Потудань

Андрей Платонов Неодушевленныйв враг

Андрей Платонов Государственный житель

Андрей Платонов Чевенгур

Андрей Платонов Котлован

Андрей Платонов Ювенильное Море

Андрей Платонов Московская скрипка

Андрей Платонов Счастливая Москва

Андрей Платонов Антисексус

 

 

 

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

на следующих доменах: www.hrono.ru
www.hrono.info
www.hronos.km.ru

редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС